Социальный портрет зрителя театра оперы и балета
Как выглядит типичный зритель Пермского театра оперы и балета? Каково место театра в контексте городского пространства? И какие уникальные документы расшифровывает Андрей Захаров? Эти и многие другие вопросы обсуждались на открытом научно-методическом семинаре кафедры гуманитарных дисциплин Пермского кампуса НИУ ВШЭ.
Академический руководитель программы «История» НИУ ВШЭ – Пермь Александр Чащухин, доцент кафедры культурологии ПГГПУ, сотрудник кафедры гуманитарных дисциплин НИУ ВШЭ – Пермь Олег Лысенко и студент 4-го курса направления «Политология» НИУ ВШЭ – Пермь Артем Клемешов представили результаты социологического исследования «Пермский театр оперы и балета. Социальный портрет зрителя и эффективность рекламы».
Артем Клемешов рассказал, что типичные зрители театра оперы и балеты – это женщины среднего возраста. Объяснение этого феномена может быть связано с тем, что в советское время именно девочек отдавали в музыкальные школы и студии. Музыкальное воспитание предполагало частое посещение представлений и сформировало привычку походов в театр уже во взрослой жизни.
Авторы исследования также выявили, что молодежь предпочитает балет. Это связано с тем, что большинство представителей молодого поколения приехало из малых городов и деревень в рамках образовательной миграции. Низкий уровень материального достатка и несформированная привычка посещать современные оперы и фестивальные спектакли влияют на их выбор театральных представлений.
«Исследования показывают: чем меньше музыкальных компетенций, начитанности у зрителей, тем чаще они предпочитают балетные представления», — отметил Олег Лысенко. Он представил также итоги исследования в сравнении с результатами городского опроса. Так, было выявлено, что у посетителей театра оперы и балета уровень материального достатка и готовность тратить средства на культурные мероприятия выше, чем у остальных жителей Перми. При этом 2/3 посетителей театра – люди с высшим образованием (в целом по городу – ¼).
По итогам исследования было выделено три основных типа посетителей: «ядро» — заядлые театрофилы, планирующие поход в театр и посещающие его не реже 1 раза в 3 месяца. Зачастую это женщины. Высока и доля пенсионеров (40%). «Периферия» посещает театр примерно раз в год и планирует поход на представление менее чем за месяц. Наконец, третья категория – «случайные посетители». Они попадают в театр случайно или по приглашению представителей других категорий.
Кроме того, авторы развенчали миф советского времени о «высокообразованных пермских инженерах»: среди посетителей сегодня преобладают люди с гуманитарным образованием.
«Театр оперы и балета объединяет вокруг себя людей с доходами выше среднего и людей с высшим образованием. Это та сама институция, которая позволяет относить себя к слою интеллигенции. И среди «ядра», и среди «случайных» посетителей много тех, кто встречает знакомых в театре. Получается, что какая-то часть зрителей (примерно треть) регулярно приводит с собой своих знакомых. При этом все они относятся примерно к одному социальному слою», — резюмировал Олег Лысенко.
Александр Чащухин рассказал о части исследования, посвященной информированности зрителей о театре. Он объяснил, что указанные взаимосвязи были обнаружены именно при сравнении частоты посещения театра и уровня информированности о представлениях.
Во второй части семинара заведующий Сектором исторических исследований Андрей Захаров рассказал о мифах, связанных с определением термина «царедворцы», «государев двор» и т.п. «В изучении данных терминов нам помогает направление в историографии — просопография. Эта дисциплина занимается описанием коллективных биографий, сбором информации и ее однотипным ранжированием, а также построением на ее основе модели, например грамотности чиновников. Главная цель просопографии – выяснить, каковы же неформальные механизмы власти, скрытые источники политической жизни, то есть интерпретация результатов», — объяснил Андрей Захаров.
Он представил предварительные итоги изучения грамотности царедворцев по документам, называемым «сказки». Это своеобразная биография чиновника, заказчиком которой выступало государство. В архивах сохранился огромный массив неизученных «сказок». Так, Андрей Захаров сейчас занимается расшифровкой и обработкой 1790 «сказок». Он объяснил, что эпоху Петра I нельзя считать полностью изученной, поскольку многие документы еще не исследованы и не опубликованы.