Героическая мифология Испании: между подвигом и преступлением
Руководитель образовательной программы «Политология», доцент кафедры гуманитарных дисциплин Юрий Василенко рассказал о мифах военной истории Испании на конференции «Проблематика войны в гуманитарных науках: история и перспективы исследования» в НИУ ВШЭ.
Организатором конференции выступил факультет гуманитарных наук Школы философии НИУ ВШЭ (Москва). В рамках работы 8 секций обсуждались проблемы личной ответственности, нравственного смысла, психологические, философские и социальные аспекты военных конфликтов.
На секции «Война, история и культура» Юрий Василенко рассказал о развитии мифологии военной истории Испании.
В XIX—XX вв. об испанских военных конфликтах много писали англосаксонские и французские историки, подходы которых разделяли и испанские историки-англофилы и франкофилы («офранцуженные»). В их трудах история страны превратилась в череду «несправедливых» войн, позорных поражений и страшных преступлений.
Кроме того, долгое время существовала «черная легенда», которая основана на колонизации Америки, инквизиции и общекультурном варварстве испанцев. Испанские традиционалисты (наиболее известный — Артуро Перес-Реверте) в свою очередь не только противопоставили легенде весомые контраргументы, но и повели активное наступление в этой «культурной войне». На этих предпосылках и возникла современная героическая мифология Испании. Она базируется на двух «китах»: реабилитации забытых героев и «виндикации» участия в «несправедливых войнах».
Яркий пример реабилитации забытого имени — испанский адмирал Блас де Лесо-и-Олаваррьета. В 1741 году он выдержал осаду Картахены де Индиас и одержал сокрушительную победу над англичанами, имевшими 30-кратное численное превосходство. Но в Испании также помнят и чтут подвиг фашистской «Голубой дивизии», воевавшей в 1941—1943 гг. под Ленинградом и прославившейся в ходе «Красноборской операции». Испанское подразделение смогло остановить наступление советских танков на три часа.
В целом, практика современных испанских «мифотворцев» сводится к постановке памятников забытым героям и «реанимация» национальной гордости за свое прошлое. Это позволяет конструировать национальную идентичность испанцев как позитивную. При этом без ответа остается еще множество вопросов. Где грань между подвигом и военным преступлением, национальным героизмом и национальным позором? Как преподавать военную историю в школе? Что такое патриотизм в маленькой стране с великой историей?