В Пермском кампусе НИУ ВШЭ собрались ученые из 12 стран
В третий раз в НИУ ВШЭ — Пермь проходит Международная конференция по прикладной экономике iCARE: International Conference on Applied Research in Economics. Интерес к конференции, число заявок и участников мероприятия растет с каждым годом. Неизменным остается главное — обсуждение исследований на актуальную академическую тематику сквозь призму социальной значимости.
В работе III Международной конференции iCare принимают участие ученые из 12 стран, представляющие 21 организацию (университеты, исследовательские центры, центральные банки, консалтинговые компании). В программу конференции помимо сессий и пленарных докладов включены научные семинары, круглые столы, воркшопы.
Открыли iCare председатель программного комитета конференции, профессор Университета Эссекса Дмитрий Виноградов и председатель организационного комитета конференции, заместитель директора НИУ ВШЭ – Пермь Дмитрий Потапов. Они поприветствовали постоянных и новых участников конференции, представили ключевых спикеров и кратко рассказали о программе конференции и тематике сессий.
С первым пленарным докладом выступил профессор Университета Гейдельберга Йорг Охсслер. В докладе был представлен обзор практических и теоретических исследований, посвященных стратегиям подражания (imitations) при взаимодействии экономических агентов. Йорг начал выступлениес показа занимательного ролика, объясняющего, почему люди подражают друг другу и копируют поведение большинства при определенных условиях. На примере нескольких проектов профессор Охсслер раскрыл суть феномена подражания и его влияние на экономику. Отдельное внимание докладчик уделил обсуждению подражания среди детей и людей, находящихся в стрессовой ситуации. Вопросы, поднятые на лекции, вызвали живейший интерес и активное обсуждение.
Затем участники конференции разделились на две параллельные сессии, посвященные моделированию поведения и экспериментам.
Секцию «Эксперименты и поведение – 1» открыл Дмитрий Виноградов, представив исследование, посвященное сравнению теоретически смоделированного поведения участников аукционов наименьшей уникальной цены (Lowest-Unmatched Price Auctions, LUPA – вид аукциона, в котором победителем является участник, предложивший минимальную цену, причем встречающуюся в заявках лишь один раз) с наблюдаемым поведением в рамках проводимых экспериментов. Работа Ольги Новиковой и Дмитрия Потапова посвящена изучению потребительского поведения. На основе моделей дискретного выбора, построенных на данных сканеров магазинов (scanner data) они изучают, насколько потребители склонны выбирать одни и те же товары и как на эту склонность влияет чувствительность к цене и проводимым акциям в магазине. Исследование Паолы Вальбонезе, Стефано Галавотти, Луиджи Моретти построено на изучении поведения на аукционах типа конкурса красоты (beauty-contest auctions), победителем в которых оказывается тот, кто назначает цену, наиболее близкую к среднему значению предложений всех участников. На основе данных о поведении фирм, участвующих в аукционах на проведение государственных закупок, они показывают, что поведение участников отличается от равновесно оптимального, и их поведение можно предсказывать с помощью индекса, учитывающего положительный прошлый опыт.
На параллельной секции «Эксперименты и поведение – 2» были также представлены три работы. Открыла секцию Софья Докука (НИУ ВШЭ, Москва) с анализом социальных сетей обучающихся на примере студентов 1-го курса НИУ ВШЭ. Используя современный математический инструментарий сетевого анализа, авторы исследования изучают, каким образом различные социальные феномены (дружба, взаимопомощь и пр.) распространяются по сети студентов. В следующей работе Марина Холод (университет Кансай, Япония) представила результаты моделирования пространственного поведения покупателей в магазине. На уникальной базе данных, собранных в одном из японских супермаркетов, исследователи изучают, как траектории движения покупателей внутри магазина взаимосвязаны с объемом покупок и другими поведенческими характеристиками. Третий доклад также имел прямое отношения к ритейлу. Дмитрий Потапов представил результаты анализа эффективности персонализированной рекламы через мобильные приложения. С помощью экспериментального дизайна авторы исследования выявили взаимосвязь между тем, как то или иное сообщение, пришедшее на мобильное приложение, влияет на вероятность последующего похода в магазин и сумму покупок с учетом предшествующей покупательской истории клиента.
Первый день конференции завершился семинаром Группы эмпирического анализа рынков и компаний, на котором выступил профессор университета Мангейма Штефан Рюнци. Профессор Рюнци представил результаты исследования взаимосвязи расходов на рекламу, размещаемых американскими компаниями в прессе, и тональности публикаций соответствующего издания о данной компании. Уникальная база данных, эконометрический инструментарий и современная компьютерная лингвистика позволили надежно идентифицировать положительное влияние: если компания рекламируется в периодическом издании, то тональность последующих публикаций становится более дружелюбной. При этом есть ряд изданий, например, Wall Steet Journal, где такое влияние отсутствует.