• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
  • НИУ ВШЭ в Перми
  • Новости
  • Рустам Зарипов: «Стать настоящим профессионалом и достичь успеха можно только тогда, когда дело тебя увлекает»

Рустам Зарипов: «Стать настоящим профессионалом и достичь успеха можно только тогда, когда дело тебя увлекает»

Рустам Зарипов окончил факультет менеджмента (сейчас — образовательная программа «Менеджмент») Пермского кампуса НИУ ВШЭ. Он — основатель нескольких успешных бизнес-проектов. В прошлом году Рустам провел курс «Маркетинг от практика» для студентов пермской Вышки. В интервью для нашего сайта он рассказал о том, как обучение в Высшей школе экономики помогло ему добиться успеха и почему нужно заниматься только любимым делом.

Рустам Зарипов: «Стать настоящим профессионалом и достичь успеха можно только тогда, когда дело тебя увлекает»


— Рустам, почему Вы выбрали Высшую школу экономики?

— На момент поступления мой старший брат уже учился в Пермском кампусе НИУ ВШЭ, их выпуск был первым. Я видел, как и чему он учился, и понял, что Вышка — это  новый подход к образованию. Я хотел получить экономическое образование, больше практическое, чем теоретическое.  Мне не хватило нескольких баллов, чтобы поступить на экономический факультет, и я выбрал менеджмент. Спустя время был очень рад этому. Менеджмент, управление предприятием оказались мне ближе, чем экономические и математические предметы.

— Что Вам особенно запомнилось за время обучения? Какие дисциплины пригодились в построении карьеры?

— Мне больше запомнились преподаватели, чем дисциплины. Ведь каждый предмет можно сделать либо успешным, либо провальным. Важно, насколько преподаватель может поделиться практическим опытом, дать полезные советы, а не просто изложить текст по учебнику. Со многими преподавателями до сих пор поддерживаю хорошие  отношения, например с  Дмитрием Гергертом, Татьяной Пономаревой и др.

— Как Вы представляли свое профессиональное будущее после получения диплома? Оправдались ли ожидания?

— Я всегда хотел открыть свой бизнес. На старших курсах мы с однокурсниками занимались разными проектами. В целом, мои ожидания оправдались и даже превзошли самые смелые мечты.

— Получается, Вы начали заниматься бизнесом уже во время обучения?

— Да, мы занимались консалтингом, выходили на небольшие компании и предлагали им свои услуги. Затем мы затеяли фермерский проект, но  в это время меня пригласили на работу в Москву. Кстати, благодаря именно нашему консалтинговому проекту. На один из пермских заводов приехала федеральная компания Power Management, она работает с крупнейшими предприятиями России и стран СНГ. В итоге на 5-м курсе я практически не учился, а работал в Москве. В Пермь приезжал только сдавать сессии. Договаривался с преподавателями, выполнял задания. Три года я пробыл в Москве.

— Почему в итоге уехали из столицы?

— Понимаете, мне всегда нравилась сфера рекламы, на 3-м курсе я даже работал в рекламном агентстве. Но чем больше ты взрослеешь, тем больше удаляешься порой от своих увлечений, от того, что тебе нравилось в детстве. Жизнь начинает в разные стороны тянуть, манить разными перспективами. И в итоге ты можешь устроиться не на ту работу, заниматься не тем, о чем мечтал изначально. Я только несколько лет назад осознал, что маркетинг — это мое. Сейчас я занимаюсь только маркетингом во всех своих проектах.

В общем-то, я сразу не планировал уезжать в Москву навсегда, она меня не привлекает. Это город с прекрасными возможностями для бизнеса и работы, но для жизни он не подходит, по крайней мере, мне. Я «истощаюсь» в Москве за один день. Кроме того, я вырос в компании, стал руководителем проектов, расти было практически некуда. Мне предложили должность на уровне начальника отдела  в «Сбербанк-капитал» и позвали в Пермь руководить небольшим предприятием. Второе предложение совпало с моим желанием вернуться в Пермь и уйти из федеральной компании, где сложно принимать самостоятельные решения.





— Как получилось, что в Перми Вы открыли свой бизнес?

— В 2009 году я вернулся из Москвы и два года управлял заводом, пока не стало экономически невыгодно этим заниматься. После этого с партнерами открыли первый центр кузовного ремонта Formula ZERO, потом еще один. Со временем количество бизнес-проектов стало увеличиваться. Так, сейчас мы занимаемся квест румами, восемь уже успешно работают в Перми, из них 3 по франшизе. Сейчас готовимся к открытию еще 3-х собственных квест румов в Москве, а также в Вашингтоне (США). По франшизе квест румы открываются в Екатеринбурге, Иркутске, Риге, Праге.

Еще один интересный проект — мы разработали настольную экономическую игру по мотивам бизнеса в России. К нас присоединился один из популярных молодых бизнесменов, Аяз Шабудинов, которому принадлежит Likeholding. За 10 дней продаж, анонсируя их только в блоге, мы продали 400 коробок. Сейчас будем развивать и это направление. Вот три самых интересных проекта, которым я уделяю много времени и в которых отвечаю за маркетинг.

— В прошлом году Вы читали курс «Маркетинг от практика». Это Ваш первый опыт преподавания?

— До этого у меня, конечно, был опыт выступлений перед аудиторией, но в университете преподавал впервые. Мне стало интересно поделиться своими знаниями по маркетингу, поэтому и организовал такой факультатив. Для бакалавров, может быть, его читать рановато, но небольшая группа ребят, которым это было интересно, набралась. И я получил удовольствие от учебного процесса. Мы сотрудничаем с Ириной Шафранской, в следующем году планируем провести еще один факультатив.

Кроме того, Высшая школа экономики (Москва) выразила интерес к проведению чемпионата среди всех кампусов по нашей бизнес-игре. Надеюсь, что мы это организуем.

— На Ваш взгляд, студенты Вышки отличаются от других студентов?

— Я думаю, что сейчас, как и раньше, это люди более свободные и активные, предпочитающие находить новые дороги, а не идти проторенным путем. Они мыслят неординарно, хотят чего-то большего для себя, чем традиционная карьера. В Вышке все для этого есть: «свободное» образование, много самостоятельной работы на семинарах. Студенты Вышки проявляют больше инициативы, они выступают участниками процесса, а не наблюдателями. Помню по себе, что хороший опыт публичных выступлений я получил как раз в Вышке, представляя разные проекты. Благодаря этому я позже успешно работал в Москве, выступал перед большими залами. Вышка создает условия для развития  более свободного мышления и формирует уверенность в себе.

Я желаю Вышке сохранять практическую направленность образования, привлекать успешных бизнесменов — это то, что нужно студентам. Будущее образования – за практикой. Сейчас проходит много бизнес-курсов и бизнес-тренингов. Например, мы сами будем проводить вебинары — учить людей, как открывать квест румы.

— По Вашему мнению, какие маркетинговые инструменты актуальны в период кризиса?

— Это очень обширный вопрос. Могу сказать, что я постоянно пробую нестандартные маркетинговые решения. Какие-то работают, какие-то нет. Главное – идти нестандартными путями. Есть такие направления, где можно вложить 1 рубль, а  получить 100 рублей. Вот как у нас получилось с игрой: мы продали 400 коробок, ничего не вложив  в рекламу. Постоянно появляются бесплатные каналы продвижения. Раньше, чтобы изменить мир, были необходимы десятилетия изобретений, а сейчас одна ночь, компьютер и доступ к Facebook. Крутая идея способна очень быстро распространиться и приобрести вирусный эффект.

— Рустам, что Вы порекомендуете выпускникам? Как им выстраивать карьерную траекторию?

— Мой главный совет: как можно раньше начать заниматься чем угодно. Успех не за умными мыслями и бесконечными размышлениями, он в количестве попыток, каких-то действий. Пробовать, пробовать, пробовать – и начинать это делать как можно раньше.

Для начала заглянуть внутрь себя и понять, чем бы хотелось заниматься, вспомнить свои интересы из детства. Ради чего ты готов подскочить в 5 утра? На что ты готов потратить свои выходные? Для того чтобы это понять, как правило, нужно попробовать несколько вариантов. Поэтому нужно начинать как можно раньше самостоятельную жизнь.

Если заниматься нелюбимым делом, далеко в карьере не продвинуться. Стать настоящим профессионалом и достичь успеха можно только тогда,  когда дело тебя увлекает.