• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
  • НИУ ВШЭ в Перми
  • Новости
  • «В сочинении ценятся живая эмоция, широкий кругозор и попытки самостоятельно размышлять»

«В сочинении ценятся живая эмоция, широкий кругозор и попытки самостоятельно размышлять»

В этом году впервые в качестве индивидуальных достижений, которые дают дополнительные баллы при поступлении, засчитываются сочинения, написанные зимой. В Высшей школе экономики эта составляющая может дать до 10 баллов. Многие абитуриенты вполне понятно волнуются за свои результаты. «А судьи кто», «как узнать, сколько я получу» — одни из самых популярных вопросов на форумах поступающих. Михаил Павловец, заместитель председателя экспертной комиссии по проверке сочинений, заместитель руководителя Школы филологии НИУ ВШЭ рассказал, как эксперты оценивают сочинения, а также дал первые предварительные оценки качества работ.


— Сколько человек сейчас проверяют сочинения?

— Поскольку у нас кроме Москвы есть еще два кампуса, участвующих в этой работе, нижегородский и петербургский, то всего проверкой сочинений занимаются 105 человек, из них 55 — проверяют московские сочинения.

— Это только представители Вышки, или это в том числе эксперты, которые привлечены из других вузов, из школ?

— Есть специалисты из Нижнего Новгорода, из Новосибирска, из Омска, из Челябинска, Петербурга — пользуясь личным кабинетом, они дистанционно проверяют работы. Таким образом обеспечивается беспристрастность проверки. Все сочинения кодируются, и эксперты не знают, чьи сочинения из какого региона они проверяют. Сочинения распределяются компьютером, но я выполняю функцию диспетчера, и если вижу, что кто-то из экспертов не справляется, например, слишком много сочинений к нему пришло, тогда я часть работы у него забираю и отдаю тому, кто уже проверил. Но опять же — работы анонимные, я не знаю, чьи это работы, из какого города, и куда этот ребенок поступает.

— Учитывая то, что экспертов такое огромное количество, как выдерживается единый подход к оценке сочинений?

— Здесь несколько моментов. Во-первых, для всех участников экспертной комиссии был проведен семинар, точнее, вебинар, и на этом вебинаре мы совместно вырабатывали общие критерии. В частности, первоначальный вариант критериев, который был нам предложен, сильно изменился.

Второе — я как заместитель председателя, и другие заместители, и сам председатель, руководитель школы филологии Е.Н. Пенская, — мы выборочно перепроверяем работы, и особенное внимание обращаем на низкие и высокие оценки. Если мы видим, что преподаватель завышает или занижает оценку, то мы имеем право пересмотреть эту оценку или написать письмо преподавателю с предложением перепроверить эту работу. Так что здесь есть определенная система защиты от произвола, субъективности и так далее.

— Согласно регламенту, между фактом подачи заявления абитуриентом и тем моментом, когда он получает оценку, должно пройти 4 дня. Удается ли выдерживать этот срок?

— Этот срок, к сожалению, сперва не удавалось выдерживать по одной простой причине — поскольку Федеральная информационная система только недавно создана, она еще отлаживается, и было несколько сбоев. Эти сбои задерживали работу. Накопилось слишком много работ, проверить их за 4 дня оказалось просто невозможным. Те, кто проверял московские работы, быстрее справились с этой задачей, и они пришли на помощь коллегам из Нижнего Новгорода и из Питера. Сейчас мы стараемся принцип 4 дней выдерживать.

— В регламенте учета итогового сочинения предусмотрено не только начисление баллов, но и штрафные баллы по критериям «качество речи» и «грамотность». Может ли так получиться, что по итогам проверки сочинения абитуриент не только не получит дополнительных баллов, а наоборот, сыграет себе в минус?

— Нет, в положении о сочинениях отрицательных баллов не предусмотрено. Если штрафных баллов больше, чем баллов, начисленных за работу, мы просто ставим ноль.

— Максимально за сочинение можно получить десять баллов. Это очень весомый фактор при том конкурсе, который существует в Вышке, когда буквально несколько баллов могут отделять тебя от зоны бюджетного приема. Из тех сочинений, которые вы лично оценивали — сколько было 10-балльных?

— Я сам сочинения не проверяю, я их перепроверяю. Как правило, я на 1-2 балла повышаю слишком низкие оценки. Когда вижу, что у человека 0 или 1, я перепроверяю и порою вижу, что эксперт слишком взыскателен и за соответствие теме можно добавить 1 или даже несколько баллов. Точно так же мне приходилось и снижать баллы, особенно я пристрастен к 9, 10-балльным работам. Все работы на 9 и 10 баллов в обязательном порядке перепроверяются, и только примерно половину из них я подтверждаю; думаю, также поступают и остальные коллеги. Общее количество таких работ крайне невелико, к сожалению. Через нас сейчас прошло около 4,5 тыс. работ, а всего через три группы экспертов — свыше 6,5 сочинений, и, наверное, не больше двух-трех десятков из них заслужили 10 баллов.

— А какое количество баллов в среднем набирают сочинения?

— Примерно 4-8 баллов, мало оценок 1-3, и еще меньше — «нулей», 9 и 10.

— Если абитуриент поступает с результатами ЕГЭ прошлого года, то есть он не писал итогового сочинения, есть ли у него какие-то альтернативы набрать дополнительные баллы, чтобы конкурировать наравне с выпускниками этого года? Или так уж получилось, что он находится в невыгодном положении?

— Дело в том, что те, кто сдавал ЕГЭ в прошлые годы, имели возможность в течение года трижды написать это сочинение — в декабре, феврале и в мае. Написать сочинение можно было в любой школе. Для этого надо было узнать дату написания сочинения, подать заявление, прийти и написать работу. Если какой-то абитуриент не сделал этого — значит, он не очень хотел поступить. Об этом широко говорилось, и если человек заинтересован в поступлении, обычно он старается учесть все возможности, и это тоже его характеризует определенным образом — человек хочет учиться, он хочет учиться в конкретном вузе, учитывающем итоговые сочинения.

— Каково общее впечатление от тех текстов, с которыми вам пришлось столкнуться?

— Возвращение сочинения произошло в авральном режиме (в декабре 2013 года президент только сформулировал поручение, а в декабре 2014 года уже проводились первые сочинения), и я вижу, что наше образовательное сообщество просто не было готово к этому. Совершенно четко видно, что в разных школах, в разных регионах было разное понимание, что это за сочинения, и разные требования предъявлялись к ребятам.

Одни работы — совершенно четкое советское клишированное сочинение по готовым чужим текстам. Откуда они этот текст взяли — из головы или тайком скачали — мы не можем судить, потому что мы не поймали этого ребенка за руку, это была задача тех, кто проводил сочинение. Я знал ребят, которые могут целые учебники наизусть выучивать. Другое дело, что такие работы — скачанные, явно несущие на себе след плагиата или след заучивания больших кусков текста, плохо привязаны к сформулированной теме. Они обычно не по теме, в них недостаточно аргументации используется, часто бедная речь, логические неувязки. Если эксперт отчетливо видит, что, скорее всего, имеет место плагиат или использование готовых текстов (при помощи интернета они легко вычисляются), он всегда найдет возможность, опираясь на объективные параметры, не выставить за эту работу высокую оценку. Кроме того, напротив таких работ ставится флажок — «подозрение на плагиат», и это, к примеру, сигнал уже для меня ещё раз работу посмотреть.

Гораздо больше ценятся попытки ребят самостоятельно размышлять, мыслить, аргументировать, очень ценится живая эмоция, очень ценится, когда человек демонстрирует свой широкий кругозор, круг чтения и общую эрудицию, выходящие за рамки школьной программы. Понятно, что в таком случае эксперт может поощрить за оригинальность аргументации, за соответствие теме. Так что в общем работы очень разные. К сожалению, хороших меньше, чем неудовлетворительных и просто средних, но думаю, что те хорошие работы, которые мы видим, получат высокий балл и создадут реальное преимущество ярким интересным ребятам при поступлении. Те же, кто следует шаблону, пользуется готовыми материалами или просто не вкладывался в это сочинение, те не получат никаких конкурентных преимуществ, так как на общем фоне их работам будет выставлено столько же баллов, сколько и большинству прочих работ.

Зачем сочинение вообще нужно Вышке? У ЕГЭ много положительных сторон, но есть и серьезный недостаток — вуз лишен возможности влиять на то, какой абитуриент к нему приходит. Вуз берет тех, кто получил высокие баллы ЕГЭ. И в этом смысле сочинение дает возможность вузу хоть как-то влиять на набор. В нашем понимании, это сочинение по духу, по своим принципам скорее ближе к Олимпиадным заданиям, нежели к заданиям ЕГЭ Не всякий ребенок имеет возможность попасть на олимпиаду — некоторые регионы вообще не посылают своих ребят на олимпиады. Но если ты ярко мыслишь, если у тебя богатая речь, если ты владеешь словом, и если ты смог это продемонстрировать в своем сочинении, то это сочинение создает для тебя преимущества. Очень хочется надеяться, что и в дальнейшем, если ВШЭ не откажется от этой формы, такая функция сочинения и будет реализована при приеме абитуриентов.