Ирина Орлова: «Самое главное — это удержание позиций»
В работе секций бизнес-форума «Кризис — время выживания или время новых возможностей?», организованного вечерне-заочным факультетом экономики и управления НИУ ВШЭ — Пермь, принимали участие ведущие эксперты бизнес-сообщества. Начальник управления продаж ОАО АКБ «Транскапиталбанк» Ирина Орлова рассказала, какую стратегию стоит выбрать в период кризиса и почему необходимо регулярно проводить бизнес-форумы.
В работе секций бизнес-форума «Кризис — время выживания или время новых возможностей?», организованного вечерне-заочным факультетом экономики и управления НИУ ВШЭ — Пермь, принимали участие ведущие эксперты бизнес-сообщества. Начальник управления продаж ОАО АКБ «Транскапиталбанк» Ирина Орлова рассказала, какую стратегию стоит выбрать в период кризиса и почему необходимо регулярно проводить бизнес-форумы.
— Ирина Ивановна, на Ваш взгляд: кризис – это время выживания или время возможностей?
— Я бы сказала, что это и время выживания, и время возможностей. С одной стороны, мы видим, что сейчас наступило время выживания — и по своим кошелькам, и по кошелькам своих клиентов. Мы видим, что сегодня значительно сократились финансовые показатели компаний: выручка, объемы продаж и др. С другой стороны, в этот сложный период появляются новые игроки на рынке. В период кризиса правила игры изменились. Если у кого-то есть интересная идея или проект либо есть возможность договариваться, то сейчас великолепное время, чтобы занять бизнес-нишу.
— Как вы считаете, долго ли продлится экономический кризис?
— Я считаю, что мы еще не достигли «дна». Это произойдет, скорее всего, летом. Единственное, что радует — макроэкономические показатели на финансовом рынке. Так, сократились объемы заимствований со стороны коммерческих банков у Центрального банка, сократились объемы заимствований на межбанковском рынке. Это такие маленькие точечки, которые нам говорят о том, что банковская сфера в определенной мере уже достигла «дна». После прохождения самой низкой точки банки начнут восстанавливать объемы деятельности и объемы кредитования. Но сегодня, если вы посмотрите бизнес-планы абсолютно всех банков, самое главное — это удержание позиций. Пока никто не говорит о наращивании объемов. Если мы говорим о кризисе как о времени возможностей или времени испытаний, то сегодня абсолютное большинство компаний ставит перед собой задачу сохранить прежний уровень или по минимуму снизить показатели по сравнению с предыдущим годом.
— Вы принимали участие в работе двух секций бизнес-форума. По Вашему мнению, какой должна быть стратегия в период кризиса у компаний и индивидуумов?
— Надо работать интенсивно и абсолютно всем, потому что все мы плывем в одной лодке. Мне очень понравилась секция, посвященная инвестиционными стратегиям компаний в условиях кризиса. Я увидела очень много ярких, открытых, успешных людей. Это новая каста молодых людей, которые смогут решить проблемы. Если нужно, они откроют другой бизнес, потому что они получают от этого драйв.
— Необходимо ли сейчас проводить такие мероприятия, как прошедший бизнес-форум?
— Они не просто необходимы, они должны проводиться на постоянной основе. Здесь происходит обмен мнениями абсолютно всех сторон: представителей бизнеса, науки, студентов. Мне очень понравились и случайно забредшие люди на бизнес-форум: они оказались просто звездами. Они научили очень многому: зарубежным практикам, практикам крупных компаний. Должна быть постоянная площадка, где студенты смогут общаться между собой и с экспертами. Мы рассматриваем студентов только с точки зрения образовательной деятельности, чему мы можем их научить. Но на форуме в рамках обмена они могут найти и бизнес-партнеров, и нас многому научить. Я считаю, что при Вышке должен существовать проектный офис с участием представителей бизнеса и научного сообщества, он должен поддерживать между ними постоянные коммуникации.
— Самый актуальный вопрос в период кризиса: что делать со сбережениями? Инвестировать, копить или тратить? Что Вы посоветуете?
— Самая простая стратегия в период кризиса — все время сидеть на денежном мешке. Это касается не только компаний, но и каждого из нас. Вы, наверное, уже заметили, что из потребительской сферы наше поведение переходит в накопительную. Мы сейчас видим, что копить деньги на «черный день» стали даже те, кто раньше этого не делал.