Дизайн-мышление как стратегия успеха
Как придумать инновационное решение для бизнес-проблемы? Какой стартап лучше выбрать? Как дизайн развивает бизнес? На эти и многие другие вопросы получили ответы участники мастер-класса «Дизайн-мышление для современного бизнеса», состоявшегося в рамках бизнес-форума «Кризис — время выживания или время новых возможностей?».
Как придумать инновационное решение для бизнес-проблемы? Какой стартап лучше выбрать? Как дизайн развивает бизнес? На эти и многие другие вопросы получили ответы участники мастер-класса «Дизайн-мышление для современного бизнеса», состоявшегося в рамках бизнес-форума «Кризис — время выживания или время новых возможностей?».
Мастер-класс провела советник НИУ ВШЭ — Пермь, MBA по специальности «Инновации, дизайн и предпринимательство» в Imperial College (Лондон) Анастасия Рылова.
В начале мастер-класса участники обсудили, что такое дизайн и он значим в бизнесе. Как объяснила Анастасия, «дизайн необходим человеку для возможности создавать и менять окружающую среду, дизайн – это связующее звено между креативностью и инновациями». Именно дизайн создает привязанность к бренду, устанавливает точки взаимодействия между производителем и потребителем.
Анастасия рассказала о главных составляющих дизайна таких, как эстетика (ощущения потребителя), функции (безопасность, удобство), символизм (мода, связь с брендом).
Основываясь на полученной информации, участники мастер-класса сформулировали определение: дизайн-мышление – это процесс создания инновационных решений для бизнеса, основанный на методах определения желаний потребителя, или метод создания продуктов и услуг, ориентированных на потребности человека.
Анастасия Рылова ознакомила участников мастер-класса с историей возникновения теории дизайн-мышления. Ее основоположниками считаются дизайнеры Дэвид Келли и Тим Браун. Анастасия также представила примеры продуктов компании IDEO, которая специализируется на разработке товаров и услуг с использованием принципов дизайн-мышления.
Ведущая мастер-класса рассказала, что процесс разработки продукта или услуги, ориентированных на желания потребителей, состоит из нескольких этапов: эмпатия, фокус, идея, прототип, тест. При этом важно, что этот процесс не линейный — возможен возврат от этапа к этапу. Анастасия отметила, что разработка одного из товаров во время ее работы в Лондоне «потребовала возвратиться от прототипа к идее, от теста вновь к эмпатии — и так более 20 раз».
На российском рынке немногие компании пока используют принципы дизайн-мышления в создании и продвижении своей продукции. Анастасия привела в пример такие компании, как «Альфа-банк», «Сбербанк», банк ВТБ24, RENAULT, Samsung.
По окончании теоретического блока мастер-класса Анастасия Рылова предложила участникам применить принципы дизайн-мышления и разработать портмоне для женщин, которое можно было бы легко найти в сумке. Участники мастер-класса представили свои идеи. После бурного обсуждения Анастасия показала видео с примером разработки подобного портмоне компанией IDEO.
В завершение мастер-класса участники обсудили разработки компаний Easy Jet, VirginAirlines, использующих дизайн-мышление в работе с клиентами. Анастасия отметила также тенденцию к развитию в соответствии с желаниями клиентов российской авиакомпании «Победа».
Один из участников мастер-класса, студент магистратуры НИУ ВШЭ — Пермь (совместная программа с Университетом Эссекса) Юрий Грицюк поделился впечатлениями: «Мне очень понравился бизнес-форум именно тем, что поднимались действительно актуальные проблемы. Я много слышал и читал о принципах дизайн-мышления, из мастер-класса почерпнул для себя несколько интересных принципов. Идеи, представленные Анастасией, однозначно полезны при создании того или иного бизнес-проекта».