Турбулентность — время неожиданных решений в образовании, нужно активнее их искать
Государство избавляется от некачественных вузов, преимущества получают большие университеты, рынок завоевывают массовые-онлайн курсы. Об этих и других тенденциях говорили участники пленарной дискуссии «Пути развития профессионального и высшего образования в условиях экономической турбулентности» на XVI Апрельской международной научной конференции по проблемам развития экономики и общества.
Лучшие и худшие
В российском высшем образовании соседствуют две тенденции, рассказал министр образования и науки РФ Дмитрий Ливанов.
Десять лет назад началось формирование двух первых федеральных университетов — Сибирского и Южного, сейчас таких университетов 10, это многопрофильные комплексы, возникшие в результате объединения нескольких вузов. Они работают на свои регионы, во многих из них повысилось качество образования и научных исследований, так что эта модель очень востребована, считает Дмитрий Ливанов.
Основным управленческим звеном в университете стали руководители образовательных программ, они выстраивают для студента траекторию, не принимая во внимание интересы кафедр. Внедрена сквозная дисциплина «проектная деятельность», когда будущие инженеры создают конкретные объекты в проектных группах. Из узкопрофильного вуза МАМИ превратился в политехнический университет, готовящий инженерные кадры для московского региона, и сегодня, оставаясь массовым вузом, он «перекупает» преподавателей у конкурентов, давая больше денег и больше свободы творчества.
Наряду с реструктуризацией сети вузов, в России набирает силу другая тенденция — появление нового массового высшего образования, убежден ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов. Если закрыть слабые вузы, что будет на их месте? От всеобщей тяги к высшему образованию избавиться не удастся, как не удастся отправлять школьников в ПТУ, потому что они нужны на заводах. Массовое высшее образование необходимо, так как формирует уровень культуры, способность адаптироваться к изменениям, создавать новое, при этом оно может быть общим высшим, а не профессиональным.