Где находится граница дозволенного?
В среду, 1 апреля, состоялось очередное заседание Дискуссионного Клуба НИУ ВШЭ — Пермь. Тема заседания — «Цензура в искусстве».
В среду, 1 апреля, состоялось очередное заседание Дискуссионного Клуба НИУ ВШЭ — Пермь. Тема заседания — «Цензура в искусстве».
Поводом для дискуссии послужила современная постановка оперы «Тангейзер». Постановщиком выступил Тимофей Кулибин. Несмотря на высокие оценки профессиональных критиков, опера подверглась осуждению, в том числе со стороны РПЦ. В итоге постановка была снята с показа. Участники Дискуссионного клуба пытались ответить на вопрос: необходима ли цензура в искусстве?
В ходе обсуждения ребята разделились на две группы. Часть студентов высказала мнение, что искусство, подобное «Тангейзеру», аморально и не должно быть общедоступным. Ребята выступили за то, что должны быть установлены допустимые рамки в искусстве. Правда, они не обозначили, кто и на каком основании должен их установить.
Другая часть участников заседания отстаивала свободу выражения искусства. Студенты аргументировали свою точку зрения тем, что искусство, подобное «Тангейзеру», элитарно и для его понимания необходим определенный уровень образования. Если же кому-то оно не нравится, у него всегда остается право отказаться от просмотра. В качестве примера ребята назвали образцы античного искусства, которое основывается на работе с обнаженным телом.
От дискуссии на тему искусства ребята перешли к обсуждению запретов в целом. Участники заседания вспоминали антиутопии Джорджа Оруэлла и Евгения Замятина, где общество, загнанное в рамки жестких запретов, теряло моральный облик. На конкретных примерах студенты доказывали, что запреты редко приводят к чему-то хорошему. Наоборот, они провоцируют людей нарушать их, маня «сладостью запретного плода».
Как бы горячо ни спорили участники Клуба, большинство из них согласилось с тем, что любое искусство субъективно и нельзя однозначно оценивать его как великое или, наоборот, непристойное. Кроме того, у каждого человека есть право на собственную точку зрения.