Как выйти из кризиса победителем?
В рамках бизнес-форума «Кризис — время выживания или время новых возможностей?», который был организован вечерне-заочным факультетом экономики и управления Пермского кампуса НИУ ВШЭ, состоялась работа секции «Инвестиционные стратегии компаний во время кризиса».
В рамках бизнес-форума «Кризис — время выживания или время новых возможностей?», который был организован вечерне-заочным факультетом экономики и управления Пермского кампуса НИУ ВШЭ, состоялась работа секции «Инвестиционные стратегии компаний во время кризиса».
В первой части работы секции эксперты и участники Форума обсуждали актуальные вопросы, от ответов на которые зависит сохранение и развитие бизнеса в период кризиса. Какие расходы сокращать? Как повысить производительность труда? Необходимо ли сокращать персонал?
Заместитель директора по экономике и финансам УК «ЭКС» Элла Попова отметила: «Кризис – это время, когда нужно посмотреть, что же происходит в компании, эффективна ли существующая бизнес-модель?». Эксперт подчеркнула, что у каждой компании есть статья расходов, которую можно сократить с минимальными потерями.
Председатель комитета по экономическому развитию и налогам Законодательного Собрания Пермского края, директор ООО «Семья» Елена Гилязова подчеркнула: «Кризис – это и время возможностей улучшить качество персонала. Часть компаний закрывается, поэтому на рынок труда выходит достаточно высококвалифицированный персонал». Елена Ефимовна также считает, что у каждой компании есть резервы в бизнес-процессах, а кризис – это дополнительный толчок, чтобы их оптимизировать.
По словам доцента департамента экономики и финансов НИУ ВШЭ — Пермь Елены Лавренчук, многое из того, что эффективно использовалось для улучшения показателей в Советском Союзе, забыто. «К примеру, у нас ликвидирован институт нормирования труда. Принимаем людей, потому что можем принять, не исходя из какого-то бизнес-плана», — поделилась Елена Николаевна. Она также представила правила, основанные на собственном поделилась тремя, выведенными на собственном опыте, правилами «У»: управления затратами, управления денежными потоками, управление рисками. Качественное взаимодействие этих составляющих, по мнению Елены Лавренчук, дает эффективное производство.
Один из участников Форума, канадский предприниматель Dmitry Zaretsky поделился наработками по преодолению кризиса: континентальная смена (12 часов работы), отсутствие собственного транспорта у компании (механизм компенсации расходов на автомобиль сотрудникам), перевод некоторых служб на удаленную работу (дома), отказ от микроменеджмента (планерки, доклады), сокращение количества праздничных дней и отпусков.
Директор ООО «Краснокамский РМЗ» Дмитрий Теплов считает, что в период кризиса важно не потерять кадры. «В 2008 году мы уже совершили ошибку: сократили персонал, а рынок буквально через полгода восстановился», — подчеркнул эксперт. Дмитрий Теплов уверен, что необходимо повышать лояльность персонала, а инвестировать в первую очередь в повышение производительности труда. Эксперт также рассказал о том, что планируется провести межвузовскую олимпиаду по производительности труда.
Генеральный директор ООО «Камская долина-финанс» Владимир Пучнин отметил: «Управление издержками – это не обрезание. Самое главное – достойно пройти этот кризис». Эксперт считает, что в период кризиса необходимы консалтинговые услуги, чтобы посмотреть на ситуацию в бизнесе со стороны.
Начальник управления продаж крупному и среднему бизнесу ЗУБ ОАО «Сбербанк России» Алексей Жаренников предложил активнее вовлекать персонал в оптимизацию затрат компании, чтобы у работников было понимание, куда компания движется: «Проведите подобный бизнес-форум у себя в компании, спросите своих сотрудников: можно ли где-то сократить расходы?». Эксперт также отметил, что сегодня необходимо вкладываться в развитие IT-технологий, поскольку за этим будущее.
Во второй части секции эксперты и участники форума обсудили такие темы, как инвестирование в период кризиса, агрессивный маркетинг как способ выживания компании и поиск источников финансирования.
Министр сельского хозяйства и продовольствия Пермского края Иван Огородов представил доклад по развитию агробизнеса в Пермском крае. По словам министра, «самый правильный вариант по ускорению инвестирования – это унификация процессов». Он отметил, что сейчас необходимо сделать упор на развитие таких отраслей, как переработка молока, аквакультура, специализированное мясное производство, поскольку это важно и для импортозамещения.
Владимир Пучнин высказал мнение, что слабое звено большинства инвест-проектов – это обоснования. «Наши бизнес-проекты – это просто бизнес-идеи», — отметил эксперт. Он предложил преподавателям в рамках курсовых и дипломных работ разрабатывать и защищать инвестиционные проекты, которые потом могут быть воплощены в реальность.
Генеральный директор ОАО «Пиломатериалы «Красный октябрь» Александр Суслопаров уверен, что бизнесу (а особенно промышленному сектору) необходимо кредитование под адекватные проценты. Он подчеркнул: «Для длительного цикла инвестирования требуется финансовая подпитка. И если не кредитовать бизнес, то все остальное встанет».
Директор Level Design Communications Артур Тугумов отметил: «Агрессивный маркетинг не работает в период кризиса. Мы за «взрослый» маркетинг, агрессивный не помогает. Мы за то, чтобы заниматься продвижением компании регулярно, спокойно, по-взрослому».
Директор компании «Task & Solution Marketing» Андрей Пометун считает, что произошла подмена понятий «агрессивный маркетинг» и «активный маркетинг». «Спасет ли активный маркетинг компанию в период кризиса? Нет, если до этого компания вела себя пассивно, не менялась, пользовалась растущей волной. Хочешь в кризис выжить? Необходимо работать над продуктом и грамотным продвижением всегда, вне зависимости от ситуации на рынке. Тогда наработанный опыт, стабильность помогут пройти кризис и сохранить бизнес», — отметил эксперт.
Директор ООО «Траектория», главный редактор журнала «Аэропорт Пермь» Юлия Ворожцова подчеркнула: «Придать некую новую составляющую маркетингу обязаны в период кризиса все, кто хочет выжить. Сейчас идет перестройка рынка во всех сферах. Все бизнесмены ищут новые возможности, а маркетинг – это и есть оценка возможностей рынка. Изучили рынок, нашли новые варианты развития — и действуйте».
Итогом работы секции «Инвестиционные стратегии компаний во время кризиса» может стать высказывание бизнес-тренера, ведущего консультанта в области управления человеческими ресурсами Татьяны Аржакиной: «Мне очень нравится «философия воды» Брюса Ли. Он побеждал, потому что умел приспосабливаться. Кризис – время, когда нужно приспосабливаться. И начинать нужно с себя!».