Елена Зуева: «Для решения кризисных проблем нет общих решений»
В новой рубрике «Интервью "без галстука"» мы продолжаем знакомить Вас с академическим руководителем магистерской программы «Государственное и муниципальное управление», к.э.н., доцентом Еленой Зуевой. Во второй части интервью Елена Львовна рассказала о причинах экономического кризиса, о том, является ли экономика главным индикатором жизнеспособности государства, а также об изменениях, которые необходимы в социально-экономической политике Пермского края.
В новой рубрике «Интервью "без галстука"» мы продолжаем знакомить Вас с академическим руководителем магистерской программы «Государственное и муниципальное управление», к.э.н., доцентом Еленой Зуевой. Во второй части интервью Елена Львовна рассказала о причинах экономического кризиса, о том, является ли экономика главным индикатором жизнеспособности государства, а также об изменениях, которые необходимы в социально-экономической политике Пермского края.
— Елена Львовна, невозможно не затронуть вопрос о сложившейся экономической ситуации в стране. Несведущему в экономике человеку СМИ дают несколько вариантов причин кризиса. Как Вы объясните, в чем причина кризиса?
— Во-первых, скажу, что я не беру на себя роль гуру, который может все объяснить. Всегда говорю, что вопросов у нас в экономике гораздо больше, чем ответов. Во-вторых, я анализировала проблемы и сделала вывод, что было бы очень просто, если б у нас была единственная причина кризиса. Мы бы ее устранили, и дело с концом. Если причина одна, то составляется программа мероприятий для устранения этой причины и компетентные люди просто следуют этой программе.
Однако нынешний кризис — это целый комплекс причин. Я считаю, что базовая причина – это то, что постепенно исчерпывает себя сырьевая модель. Нам надо искать другую платформу развития. Зависеть так, как мы зависели от цены на нефть, очень сложно. В любой момент цена может упасть, нефть может перестать продаваться, еще что-нибудь может произойти. Вот что самое главное — надо переходить на другую экономическую модель.
— Что Вы порекомендуете, чтобы быстрее преодолеть этот кризис? Или ситуацию может изменить только правительство?
— Правительство составляет определенные правила, мы вынуждены встраиваться в рамки этих правил и корректировать свои действия. На самом деле ответ на этот вопрос – старая французская сказка, когда две лягушки попали в кувшин со сметаной. Одна решила, что все кончено, перестала барахтаться и пошла ко дну. Есть такой вариант развития событий. Второй вариант — ситуация с другой лягушкой, которая стала сучить лапками, взбила сметану в масло и выбралась на поверхность. Каждый из нас должен «сучить лапками». Альтернативы нет. Для решения кризисных проблем нет общих решений, каждый будет искать пригодный для себя вариант. Но, если не шевелится, можно попасть в очень тяжелую ситуацию. Если кто-то живет сам по себе — это его дело. Но если от него зависят его дети, то, я считаю, это безвариантная ситуация: он должен искать себе применение. Любое, какое угодно. Тебя не берут по твоей квалификации. Допустим, ты инженер, штат твоего цеха сократили. Иди куда угодно, иди мусор убирать — тоже важное дело. Возможно и другое развитие событий: пойти на какие-то курсы и получить новую квалификацию. Ты был инженером, переобучился и стал слесарем, поваром или парикмахером. Что угодно годится, чтобы зарабатывать деньги. Никаких амбиций, никакой гордыни не должно быть, если человек хочет выжить в нынешнее время.
— Сегодня мы видим следующую ситуацию: растет ключевая ставка по кредитам, фактически разрушающая любое развитие малого и среднего бизнеса. Получается, что для нас барьеры ставит наше же правительство?
— Действительно так, Вы все правильно описали. Но, безусловно, ситуация поменяется. Ключевая ставка понизится, в этом нет сомнения, она уже понижена на 2% (снижение произошло 30.01.15 с 17 до 15% — прим. ред.). Да, этого недостаточно. Для развития необходима ключевая ставка не больше 8%, лучше 6% или дакже 4%. Председатель Центрального банка России Эльвира Набиуллина сообщила: как только она увидит, что стабилизировалась инфляция, она понизит ставку. К сожалению, все взаимосвязано. Вы ходите в магазин и видите рост цен, но он меньше, чем мог бы быть, если бы брали больше денег, понимаете? Набиуллина сдержала финансирование бизнеса, но она тем самым сдержала и рост инфляции.
— Получается, председатель ЦБ выбрала меньшее из двух зол?
— Получается, что на тот момент меньшее. Но сейчас бизнес оказался в тяжелейшем положении, и очень скоро это решение придется менять. Вообще нет ни одной, даже самой замечательной экономической политики, которая была бы раелизована раз и навсегда. Это математические формулы можно один раз вывести и затем безвременно их использовать: как бы ни менялась жизнь, в треугольнике будет 180 градусов. Такое правило не применимо к экономической политике, потому что все время будет меняться ситуация, будут появляться новые вводные факторы.
— Не так давно был принят новый бюджетный план. В нем заложен секвестр всех статей, кроме оборонной. Как Вам кажется, оправдано ли это?
— Это, конечно, не ко мне вопрос, а к руководству нашей страны. Да, очень хорошо было бы сократить расходы на оборону. Но это делается не тогда, когда страна фактически находится в полувоенном состоянии. Кроме того, вы поймите, какая ситуация: в 1990-е годы у нас резко сократились все расходы на оборону, были закрыты многие производства и по определенным позициям мы отстали от всего остального мира. И то, что сейчас происходит — увеличение расходов на оборону — это вообще-то восстановление того, что мы потеряли когда-то, попытка восстановления по крайней мере. Кроме того, сейчас мы потеряли украинские комплектующие в ВПК, так что нам теперь надо еще с большим усердием восстанавливать производства, иначе мы не сможем делать ракетные комплексы. Мы могли бы не увеличивать расходы и брать это все на Украине, но теперь это невозможно. Мы должны сделать развитие оборонных производств одной из целей импортозамещения, это стоит очень больших денег, но не делать этого невозможно.
— Возможно, стоит сделать не 100 ракетных комплексов, а 90? И деньги от этих десяти включить в социальные статьи бюджета?
— Проблема не в количестве комплексов. Дело в том, что нам надо создать сами производства, которые будут поставлять комплектующие. Если не будет собственного производства, не будет ни одного ракетного комплекса. Поэтому государство и дальше будет тратить на оборону, сокращая другие статьи. Я для себя это так объясняю.
— Вернемся к теме кризиса. Вы говорите про импортозамещение, это действительно очень важно. Но существует опасность: если вдруг отменят санкции, взлетят цены на нефть, есть вероятность того, что про отечественных производителей снова забудут.
— Дай Бог, чтобы были отменены санкции и поднялись цены на нефть. Пренебречь ни тем, ни другим мы не можем. Другой вопрос, что мы по сути только сейчас, после чуть ли не четверти века переходной экономики, выходим на нормальную концепцию экономической безопасности. А концепция эта предусматривает, что мы должны производить хотя бы 60% продовольствия в нашей стране. Я даже не буду говорить об одежде, хотя бы продовольствие. Если мы изменим положение с поставками и будем производить продукты сами, мы станем сильными и не вернемся к прежней модели.
— Будет ли вестись эта работа в условиях высоких цен на энергоресурсы?
— Большой-большой вопрос. Я могу только надеяться на это.
— Пока официально не опубликован рейтинг социально-экономического развития регионов за 2014 год. Но в 2013 году Пермский край входил в первую десятку. Наш край привлекателен для инвестиций?
— Я согласна, что по уровню экономического развития наш регион входит в ТОП-10/ ТОП-15. У нас хорошо развита промышленность. У нас есть нефть, калийные удобрения, различные металлы. В Пермском крае много леса. Все это дает нам какую-то основу для развития. И воды у нас сколько угодно. То есть по простейшим показателям наш край привлекателен для инвестирования. Тем не менее у нас есть минусы, которые пока не устраняются. Это наша инфраструктура: аэропорт и железнодорожный вокзал.
— Если в нашем регионе есть такое количество ресурсов, почему не получается решить проблемы с инфраструктурой?
— Эти ресурсы неэффективно используют — вот в чем дело. Почему бы нам не развивать туристическую отрасль? Если посмотреть на Красновишерский район, к примеру, там красоты не хуже, чем в Норвегии, где я недавно побывала. Но нам не хватает простой инфраструктуры: нет дорог, нет отелей. В крае сейчас формируется концепция развития туристического кластера. Будем надеяться, она поможет.
— Вы являетесь одним из организаторов клуба для старшеклассников «Деловые люди» в Лицее № 10 (г. Пермь). Как Вы думаете, важно ли объяснять школьникам причины случившегося кризиса?
— Я думаю, наша работа как преподавателей в том и состоит, что мы должны и школьникам, и студентам объяснять то, в чем разбираемся. У меня была встреча в рамках клуба с 10-ми классами Лицея, на ней я разъяснила истоки кризиса. Что меня очень порадовало: я увидела, что больше половины детей, а на встрече было три 10-х класса (это более 60 человек), участвовали в активном диалоге. Они задавали мне вопросы, спорили. Здорово, что лицеисты интересуются экономикой и политикой.
— Елена Львовна, какие у Вас планы на ближайшее будущее в профессиональной деятельности и за ее рамками?
— Касательно профессиональных планов, несмотря на кризис, у меня зреют новые проекты в сфере государственного и муниципального управления. Проект будет совместный или с правительством края, или с администрацией города. В Вышке тоже, на самом деле, достаточно проектов, в том числе со студентами.
Очень бы хотелось съездить в Италию, я никогда там не была. Мне интересно посмотреть крупнейшие города: Рим, Венецию, Флоренцию, посетить различные музеи, которых там множество.
Блиц-опрос
1. За что Вы любите Вышку?
За организацию учебного процесса, за самых «качественных» студентов, что были в моей жизни, за коллектив единомышленников, если так можно выразиться, которые меня здесь окружают.
2. Какая была Ваша любимая дисциплина, когда Вы были студенткой?
Технология металлов.
3. Как Вы предпочитаете отдыхать?
Наслаждаться живописью, читать книги, путешествовать.
4. Ваш любимый город?
Пермь, если можно было бы назвать два, добавила бы Питер.
5. Ваше любимое блюдо?
Картошка.
6. Ваш любимый писатель?
Булгаков.
7. Ваш любимый композитор/музыкальная группа?
Если мы говорим о классической музыке, то из российских композиторов — Рахманинов, из зарубежных — Григ.
8. Книга, которая больше всего повлияла на Вас?
«Мастер и Маргарита».
9. Ваш любимый режиссер?
Кинорежиссер — Милош Форман. Если же говорить о театре, то это человек, которого сейчас уже мало, кто знает — Товстоногов. Помню, как сейчас: Большой драматический театр в Ленинграде, «История лошади». Ничего более впечатляющего в моей жизни не было.
10. Какой из увиденных Вами в последнее время фильмов больше всего впечатлил?
Сериал «Мажор» по «Первому каналу». Что меня в этом кино заинтересовало? Впервые за долгое-долгое время там очень рельефно был показан классовый конфликт, существующий в современном обществе.