• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Елена Зуева: «Преподаватель — это айсберг»

Мы открываем новую еженедельную рубрику — интервью «без галстука» с преподавателями Пермского кампуса НИУ ВШЭ. Академический руководитель магистерской программы «Государственное и муниципальное управление», к.э.н., доцент Елена Зуева рассказала о том, кто такой преподаватель, как она готовилась к своей первой лекции и чем увлекается вне профессиональной деятельности.

Мы открываем новую еженедельную рубрику — интервью «без галстука» с преподавателями Пермского кампуса НИУ ВШЭ. Академический руководитель магистерской программы «Государственное и муниципальное управление», к.э.н., доцент Елена Зуева рассказала о том, кто такой преподаватель, как она готовилась к своей первой лекции и чем увлекается вне профессиональной деятельности.

 

Елена Львовна, в 1973 году Вы окончили Пермский государственный университет им. А.М. Горького по специальности «Планирование промышленности». Почему Вы выбрали именно эту специальность?

 

— Надо понимать, что в те годы большого разнообразия не было. Можно было выбрать либо «Бухгалтерский учет», либо «Планирование промышленности», чуть позже появилась  «Экономическая кибернетика». Я, как могла, изучала информацию до поступления и поняла, что для обучения на «промышленности» требуется аналитический подход. Именно это меня и заинтересовало больше всего: возможность проводить исследования, а не только считать, как это нужно было делать на бухучете.

 

— Когда Вы поняли, что преподавать – это Ваше призвание?

— Отмечу прежде всего, что  у меня отягощенная наследственность (смеется). Мои папа и бабушка были преподавателями. В детстве дома был такой, знаете, преподавательский дух, уникальная атмосфера, это не могло не повлиять на меня. Но по окончании университета я не хотела работать в вузе, хоть меня и приглашали на кафедру. Мне хотелось поработать в реальном экономическом секторе хотя бы пару лет, что я и сделала.  После университета я устроилась инженером в инструкторское бюро (сфера целлюлозно-бумажного машиностроения). У меня было 12 заводов, для каждого из них я разрабатывала аналитические записки.

 

В какой-то момент я поняла, что меня влечет преподавательская деятельность. Она показалась мне более содержательным делом, более интересной и  разнообразной работой, где постоянно необходимо что-то  познавать, нужно расти, развиваться. Преподавание стало мне интереснее практики.

 

Вообще работа преподавателя очень сильно держит в тонусе: не бывает ни одного дня без интеллектуального развития, постоянного анализа происходящих вокруг тебя процессов. Особенно это касается предмета, который я сейчас  преподаю – «Российская экономика». Пропустишь один день — и ты уже не в контексте. Это, знаете ли, помогает не «забронзоветь».

 

— Вы помните свою первую лекцию?

 

— Первой у меня была не лекция, а семинар, мне дали вести курс за лектором. Это была «Политическая экономия капитализма», фактически – марксизм.  Я очень долго готовилась,  раз в десять дольше, чем должно было идти само занятие. Разработала буквально все: вплоть до того, какие вопросы можно задать к каждому пункту, на них я кропотливо готовила ответы.

 

В момент подготовки к моему первому семинару я поняла, кто такой преподаватель. Это айсберг. Объясняю я это следующим образом: то, что ты выдаешь студентам, должно быть лишь одной восьмой частью «над водой» (учеными доказано, что именно на такую высоту выходят на поверхность верхушки айсбергов). У тебя как у преподавателя должны быть еще семь восьмых «под водой». Ты должен знать как минимум в восемь раз больше, чем ты говоришь. Этот образ мне кажется правильным и совершенно точным.

 

— Елена Львовна, какие у Вас есть увлечения вне профессиональной деятельности?

 

— Я, как дитя советской эпохи, привыкла читать, очень люблю это занятие. Считаю,  лучший отдых – это «полежать» с книжкой. В последние годы отдаю предпочтение документальной литературе. В основном это XX век. Базисом там выступают факты. Ллюблю читать то, что отражает реальную ситуацию на тот или иной момент истории. Мелодраматическую литературу сейчас не читаю, хотя раньше читала буквально все. Мне нравится живопись, люблю посещать разные музеи мира.

 

— Какой из музеев Вас больше всего впечатлил?

 

— Если говорить о последних глубоких впечатлениях, то это музеи в Копенгагене: один  частный, другой государственный. Частный музей называется Глиптотека (Новая глиптотека Карлсберга — прим. ред.). Почему я впечатлилась до невозможности? Там мне открылась североевропейская живопись, которую я, по сути, не знала. Норвежская, датская живопись – это в первую очередь изображение природы, она здесь очень величественная: потрясающие горы, удивительные водопады. Вообще, если бы меня попросили описать одним словом скандинавский стиль, это было бы слово «величественность».

 

Мне нравится и скульптура. В Осло я посетила Центральный парк, там меня поразили творения Вигеланда (Густав Вигеланд — знаменитый норвежский скульптор – прим. ред.).Для меня эти работы — большое открытие. По приезде я очень много про него прочитала, но туда поехала совершенно не подготовленная (улыбается).

 

И еще я очень люблю музыку. В свое время даже окончила музыкальную школу по классу фортепиано. Мне нравятся два направления: классическая и рок-музыка.

 

— Если выбирать из направлений в рок-музыке, какие Вам наиболее близки?

 

— Их несколько. Я большая поклонница русского рока, к примеру. Но начинала я любить рок-музыку, как и многие люди моего поколения, с «The Beatles» и Элвиса Пресли. Нельзя сказать, что мне чужд тяжелый рок – мне нравятся произведения группы «Nirvana». Бывает, что слушаю и современных рокеров.


В следующую пятницу мы опубликуем  вторую часть интервью с Еленой Львовной Зуевой. Вы узнаете о причинах экономического кризиса, о том, является ли экономика главным индикатором жизнеспособности государства, а также об изменениях, которые должны быть проведены в социально-экономической политике Пермского края. Следите за новостями на сайте!