Туризм: проблемы и перспективы
У студентов 3-го курса направления «Менеджмент» состоялась лекция-дискуссия на тему развития туристической отрасли. Экспертом выступил научный сотрудник Института социальной политики и социально-экономических программ НИУ ВШЭ, генеральный директор туристической компании «Азимут» Сергей Кузнецов.
У студентов 3-го курса направления «Менеджмент» состоялась лекция-дискуссия на тему развития туристической отрасли. Экспертом выступил научный сотрудник Института социальной политики и социально-экономических программ НИУ ВШЭ, генеральный директор туристической компании «Азимут» Сергей Кузнецов.
В начале лекции-дискуссии Сергей Кузнецов рассказал о своем опыте работы в сфере туризма: «Я в туризм пришел еще студентом. Окончил Российскую международную академию туризма и аспирантуру Высшей школы экономики. Долгое время занимался внутренним туризмом, созданием информационно-туристических центров, в том числе в Великом Новгороде, Ярославской области, защитил по этой теме диссертацию. Сейчас занимаюсь политикой туризма, езжу по регионам, принимаю участие в различных проектах».
Студентов больше всего интересовали прогнозы развития туристической отрасли и роста цен на путевки. «Очень много лет известные курорты существовали за счет русских туристов. Если сейчас этот поток исчезнет, то они просто будут вынуждены снизить цены, чтобы выжить. Кроме того, те, кто путешествовал, вряд ли откажутся от поездок. Они просто начнут экономить и выбирать 3-звездочный отель (а не 4-звездочный). В итоге это может привести к тому, что более дешевые отели станут лучше», — отметил Сергей.
Эксперт также рассказал о мировой системе сертификации отелей и ее особенностях в разных странах: как получают звезды отели и гостиницы. «Общежитие Высшей школы экономики по мировой классификации — это 1 звезда, а по российской квалификации – между 2 и 3 звездами, — объяснил Сергей. — А в Пермском крае вообще сейчас разрабатывается собственная система классификации системы размещения».
Оживленная дискуссия развернулась вокруг вопроса о том, что выгоднее и интереснее – путешествовать самостоятельно или по туристической путевке, а также о том, как турфирмы планируют «возвращать» путешественников. «Даже планируя поездку самостоятельно, туристы пользуются услугами турфирм. Например, сейчас для удобства и сокращения времени люди вновь начали заказывать визы через компании-посредники, то есть сервисно-визовые центры. Их тоже можно отнести к туристическим компаниям», — рассказал Сергей Кузнецов.
В ходе беседы была также затронута тема внутреннего туризма и перспектив его развития. «Пермский край не так широко представлен на туристическом рынке, как другие города, не хватает информации. При этом все города Пермского края интересны туристам. Я бы сделал несколько маршрутов: природного направления, экскурсионно-исторический и отдельно по заводам. Жаль, что не так много пермских туроператоров рассчитывают на Москву. Хотя до Перми лететь всего 1,5 часа и не так дорого», — поделился мнением Сергей. Он рассказал, что сейчас планируется открыть в Перми информационно-туристический центр. Эксперт отметил, что есть и ряд проблем, препятствующих развитию внутреннего туризма: «Турфирмы нацелены на зарабатывание денег, а не на развитие региона. Хотя я вижу больше перспектив в развитии внутреннего туризма, чем при продажи путевок в Турцию и Египет».
Сергей Кузнецов рассказал о корпоративном туризме в Высшей школе экономики: «У нас есть профессорский клуб, куда приглашаются известные музыканты и др. Периодически возникал вопрос о расширении его культурной программы – так возникла идея, чтобы организовывать выезды. Было создано целое движение, появились те, кто стал заниматься разными вопросами: помогать с автобусом, гидом, питанием. Я думаю, что это можно делать в любом кампусе».
Сергей Кузнецов коснулся и темы новых тенденций в сфере туризма. Одна из главных — объединение туризма и сферы ЖКХ. В частности, этому способствует всероссийская акция «День соседей», в проведении которой участвует и Сергей.
В завершение лекции-дискуссии эксперт рассказал о ситуации в сфере туристического образования. Сергей Кузнецов отметил, что Высшая школа экономики — один из вузов, кто не опускает марку, а направления по туризму все больше набирают силу и становятся интересны. Во многом это связано с тем, что и само руководство Вышки много путешествует: проректоры Мария Юдкевич и Сергей Рощин, профессор Никита Покровский и многие другие. В результате этих поездок появляется возможность привлекать мировых экспертов в Вышку.