Как экономисты делают мир счастливее?
C этого вопроса началось очередное занятие в школе «Юных экономистов». Старшеклассники узнали, как с помощью экономического анализа и моделирования организовать… идеальную школьную дискотеку.
C этого вопроса началось очередное занятие в школе «Юных экономистов». Старшеклассники узнали, как с помощью экономического анализа и моделирования организовать… идеальную школьную дискотеку.
На таком простом и доступном примере заместитель директора Пермского кампуса НИУ ВШЭ Дмитрий Потапов объяснил алгоритм решения задачи формирования устойчивых паросочетений, опубликованную в известной работе Дэвида Гейла и Ллойда Шепли еще в 1962 году (через 50 лет, в 2012 году Ллойд Шепли вместе с другим экономистом Элвином Ротом получили Нобелевскую премию «за теорию устойчивого распределения и практики дизайна рынков»).
Идея алгоритма в том, чтобы после распределения школьников по парам не нашлось бы так называемой «блокирующей» пары, каждый из участников которой предпочел бы танцевать с другим сильнее, чем с тем, кто был приписан алгоритмом.
Дмитрий Потапов продемонстрировал слушателям школы, что для любых предпочтений участников всегда можно построить «устойчивое паросочетание». В ходе занимательной игры ребята разобрали такие важные понятия, как графы, предпочтения, общественное благосостояние и др.