• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

В Пермском кампусе НИУ ВШЭ обсудили причины возникновения коррупции

Состоялся круглый стол «Коррупция в высших учебных заведениях: институциональные основания, проявления, противовесы». В нем приняли участие преподаватели и руководители департаментов НИУ ВШЭ – Пермь, а также представители Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Пермскому краю.

Состоялся круглый стол «Коррупция в высших учебных заведениях: институциональные основания, проявления, противовесы». В немприняли участие преподаватели и руководители департаментов НИУ ВШЭ – Пермь, а также представители Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Пермскому краю.

Модератором встречи выступил преподаватель департамента менеджмента НИУ ВШЭ — Пермь Александр Кожевников. Он вынес на обсуждение вопрос «Что такое коррупция?». Несмотря на то, что существует множество определений этого явления, вывести общую формулировку — непростая задача. Младший научный сотрудник Научно-учебной лаборатории междисциплинарных эмпирических исследований Святослав Ховаев отметил: «Помимо материальной формы коррупции существует также нематериальная, тесно связанная с человеческими отношениями. Это понятие более емкое и широкое, и его нельзя рассматривать в узких, материальных рамках».

В рамках дискуссии участники обсудили проявления коррупции в учебных заведениях. Сегодня многие вузы пытаются каким-либо образом вписать коррупционные проявления в институциональные рамки, то есть легализовать их. К примеру, в некоторых вузах студент, не сдавший экзамены, должен прослушать несколько платных дополнительных лекций, чтобы быть допущенным к экзаменам.

Начальник отдела по внеучебной работе со студентами  НИУ ВШЭ — Пермь Елена Корчагина считает, что это не самый лучший выход из ситуации: «То, что студент, не сдавший экзамены, прослушает несколько дополнительных лекций, ничего не изменит. И качество его подготовки не изменится к лучшему. Кроме того, взяточничество полностью уничтожает конкуренцию как среди студентов, так и среди преподавателей».

В ходе дискуссии Александр Кожевников выделил два вида проявления коррупции — «сверху» и «снизу». Коррупция снизу инициируется студентами, а коррупция сверху — руководством или преподавателями. По данным  Следственного управления СК РФ по Пермскому краю, за 9 месяцев 2014 года в суд были направлены дела по 7 преподавателям и 227 случаям взяточничества. В 2013 году к уголовной ответственности было привлечено 10 лиц по 109  подобным делам. В основном это преподаватели высших учебных заведений.

Во время обсуждения участники круглого стола определили, что главная причина коррупции — отсутствие правовой и гражданской культуры в России. «Борьба с коррупцией сверху малоэффективна. Человек считает ее обыденностью. Это обусловлено неким правовым нигилизмом, человек не осознает полностью  ту атмосферу, в которой живет, и привык искать какие-либо лазейки в законе и правилах», — подчеркнул Александр Кожевников.

Доцент кафедры гуманитарных дисциплин, руководитель направления «История» Александр Чащухин представил свою точку зрения на распространение коррупции в России: «Думаю, это вовсе не случайно. Не будем забывать, что в России коррупция вызвана не только правовым нигилизмом и культурой общества. Сама культура была спровоцирована жестким диктатом государства как советского, так и времен Российской Империи, когда человек попросту был вынужден искать некие лазейки, маневры, чтобы преодолеть все препятствия».

Подводя итоги круглого стола, участники отметили, что главная причина невозможности полного искоренения коррупции — сам человек. Основой уничтожения коррупции должен стать не только закон, но и осознанное изменение отношения человека к самому себе и к государству, а также воспитание корпоративной культуры и культуры гражданина у будущих поколений.