Секреты качественного интервью
В Пермском кампусе НИУ ВШЭ состоялся тренинг, посвященный технологии качественных методов исследования. О том, как грамотно провести глубинное интервью и получить необходимые данные, рассказала доцент департамента социологии НИУ ВШЭ, PhD Сара Буссе Спенсер.
В Пермском кампусе НИУ ВШЭ состоялся тренинг, посвященный технологии качественных методов исследования. О том, как грамотно провести глубинное интервью и получить необходимые данные, рассказала доцент департамента социологии НИУ ВШЭ, PhD Сара Буссе Спенсер.
Технология проведения глубинных интервью была рассмотрена на примере исследовательского проекта НКО и общественных организаций, разрабатываемого в рамках Сектора исследований государственно-частного взаимодействия НИУ ВШЭ — Пермь.
Первая часть тренинга началась с пошагового разбора действий идеального корреспондента. Для того чтобы подняться к вершинам искусства качественного исследования, необходимо знать три главных правила интервьюирования: уважение к респонденту, уважение ко времени респондента, уважение к выбору респондента. Соблюдение этих правил гарантирует успешность и результативность интервью.
Но это не все секреты эффективного сбора данных. Так, например, особую роль играют методы сохранения информации «на месте». «У нас есть диктофон и бумага, но этого недостаточно. Наш мозг должен выполнять функцию «видеозаписи», наблюдая и сохраняя все до мельчайших деталей», — подчеркнула Сара Буссе. Действительно, невербальные знаки становятся подчас незаменимыми источниками информации для исследователя. Именно они позволяют определить готовность респондента к вопросам, его искренность в ответах и даже подсказать формат ведения диалога. Знания психологии дают интервьюеру «козыри в руки».
Во второй части тренинга Сара Буссе показала на практике, как организовать грамотное интервью, и провела ликбез по исследованиям участников тренинга.
Все, кто был на тренинге, отметили его интерактивность и полезность: они получили конкретный план действий для наблюдения и сбора данных при проведении исследований.