• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Нужен ли единый учебник истории?

«Нужен ли единый учебник истории?» – этот вопрос стал темой круглого стола, проведенного кафедрой гуманитарных дисциплин НИУ ВШЭ – Пермь в выставочном центре «Пермская ярмарка».

Виталий Мингалев, Андрей Борисов, Кирилл Прозументик
«Нужен ли единый учебник истории?» – этот вопрос стал темой круглого стола, проведенного кафедрой гуманитарных дисциплин НИУ ВШЭ – Пермь в выставочном центре «Пермская ярмарка».

Значимость истории сложно переоценить: сохранение памяти о событиях прошлого, гарантия духовной связи с ушедшими поколениями, передача опыта молодым и многие другие важные задачи лежат на плечах этой науки. Именно поэтому создание единого учебника истории является столь острым вопросом, в том числе и для Вышки.

Заведующий кафедрой гуманитарных дисциплин НИУ ВШЭ – Пермь Андрей Борисов, автор статьи «Единый учебник истории: неочевидный ответ на очевидный запрос», стал модератором прошедшего круглого стола. Во вступительном слове он обозначил цель дискуссии – установить, какие черты предполагаемого учебника вызывают опасения у разных вовлеченных сторон. Затем слово взяли преподаватели кафедры, школьные учителя и студенты, собравшиеся в зале.

Прозвучали самые разные точки зрения. С одной стороны, этот учебник обеспечит учащемуся необходимые знания для сдачи Единого государственного экзамена, а учителю упростит работу по подготовке школьников. Кроме того, такой учебник позволит воспитать в новом поколении «золотой стандарт» культуры и патриотизма, преодолеть назревающий в российском обществе раскол. Однако именно этот пункт вызвал опасения тех, кто придерживается иного взгляда: учебник, созданный по заказу государства, волей-неволей станет проводником идеологии, передавая лишь одну перспективу на события и лишая школьника возможности отрефлексировать и составить собственное представление о них.

Единый учебник истории заставляет задуматься не только о будущем исторической науки в России, но и о ее настоящем. «Профессиональное историческое сообщество расколото, – убежден Андрей Борисов, – и в этом кроется корень обсуждаемой проблемы». Невозможность согласия и единства среди ученых, отсутствие качественных школьных учебников по истории и заточенность школы под ЕГЭ – таковы главные недостатки современной системы. Тем не менее преодолеть их можно, предварительно осознав и рассмотрев с разных сторон, что и являлось целью проведенной дискуссии