Скидки для платных студентов могут стать стимулом к хорошей учебе
На семинаре Института образования ВШЭ обсуждался вопрос, как стимулировать студентов хорошо учиться. С докладом «Оценивание воздействия скидок на успеваемость студентов первого курса ВШЭ» выступила проректор Мария Юдкевич.
Возникает вопрос, способствует ли возможность получить скидку на второй год обучения успеваемости коммерческих студентов.
Чтобы ответить на этот вопрос, исследователи сравнили успеваемость студентов бюджетных и студентов коммерческих, получивших скидку на первый год обучения. Изучались студенты, сдававшие при поступлении четыре экзамена в форме ЕГЭ. В выборку не попали льготники, инвалиды, победители олимпиад, поступившие по их результатам, и коммерческие студенты, не имевшие скидок.
С помощью методов математического анализа исследователи сопоставили средние баллы студентов по итогам первого года обучения с суммой набранных ими баллов ЕГЭ. Оказалось, что и у бюджетных, и у коммерческих студентов успеваемость по итогам первого курса тем выше, чем больше была сумма баллов ЕГЭ. При этом у коммерческих студентов, недобравших до проходного 15 баллов и менее, успеваемость в среднем выше, чем у бюджетных студентов, набравших проходной балл и чуть больше.
По мнению Марии Юдкевич, это объясняется тем, что потенциал у таких студентов одинаковый. Просто одним повезло чуть больше, другим — чуть меньше. А дальше у коммерческих студентов, имеющих скидку, есть стимул уделять максимальное внимание учебе. Они обладают высокими способностями и знают, что получить скидку возможно. У бюджетных студентов нет стимула максимально вкладываться. Но занять высокие места в общем рейтинге коммерческим студентам непросто, так как конкурируют они с лучшими бюджетными студентами, получившими по итогам четырех ЕГЭ больше баллов, чем требовалось для поступления. То есть разница более чем в 15 баллов по итогам четырех ЕГЭ свидетельствует о разных потенциалах студентов.
Научный руководитель Центра мониторинга качества образования ВШЭ Виктор Болотов отметил, что другие исследования связи ЕГЭ и успеваемости показывают: результаты ЕГЭ по обществознанию слабо связаны с итогами первых двух сессий. Зато такая связь есть у результатов ЕГЭ по математике. При проведении исследований такого типа стоит с осторожностью относиться к тому, какие из результатов ЕГЭ считать мерилом способностей студентов. Тем не менее, по мнению большинства экспертов, от полученных результатов можно отталкиваться как в ходе дальнейших исследований, так и принимая решения о создании той или иной системы скидок на оплату обучения.