Скидки для платных студентов могут стать стимулом к хорошей учебе
На семинаре Института образования ВШЭ обсуждался вопрос, как стимулировать студентов хорошо учиться. С докладом «Оценивание воздействия скидок на успеваемость студентов первого курса ВШЭ» выступила проректор Мария Юдкевич.
![](/data/2014/01/30/1328999237/6NB127826.jpg.(167x250x123).jpg)
Возникает вопрос, способствует ли возможность получить скидку на второй год обучения успеваемости коммерческих студентов.
Чтобы ответить на этот вопрос, исследователи сравнили успеваемость студентов бюджетных и студентов коммерческих, получивших скидку на первый год обучения. Изучались студенты, сдававшие при поступлении четыре экзамена в форме ЕГЭ. В выборку не попали льготники, инвалиды, победители олимпиад, поступившие по их результатам, и коммерческие студенты, не имевшие скидок.
С помощью методов математического анализа исследователи сопоставили средние баллы студентов по итогам первого года обучения с суммой набранных ими баллов ЕГЭ. Оказалось, что и у бюджетных, и у коммерческих студентов успеваемость по итогам первого курса тем выше, чем больше была сумма баллов ЕГЭ. При этом у коммерческих студентов, недобравших до проходного 15 баллов и менее, успеваемость в среднем выше, чем у бюджетных студентов, набравших проходной балл и чуть больше.
По мнению Марии Юдкевич, это объясняется тем, что потенциал у таких студентов одинаковый. Просто одним повезло чуть больше, другим — чуть меньше. А дальше у коммерческих студентов, имеющих скидку, есть стимул уделять максимальное внимание учебе. Они обладают высокими способностями и знают, что получить скидку возможно. У бюджетных студентов нет стимула максимально вкладываться. Но занять высокие места в общем рейтинге коммерческим студентам непросто, так как конкурируют они с лучшими бюджетными студентами, получившими по итогам четырех ЕГЭ больше баллов, чем требовалось для поступления. То есть разница более чем в 15 баллов по итогам четырех ЕГЭ свидетельствует о разных потенциалах студентов.
Научный руководитель Центра мониторинга качества образования ВШЭ Виктор Болотов отметил, что другие исследования связи ЕГЭ и успеваемости показывают: результаты ЕГЭ по обществознанию слабо связаны с итогами первых двух сессий. Зато такая связь есть у результатов ЕГЭ по математике. При проведении исследований такого типа стоит с осторожностью относиться к тому, какие из результатов ЕГЭ считать мерилом способностей студентов. Тем не менее, по мнению большинства экспертов, от полученных результатов можно отталкиваться как в ходе дальнейших исследований, так и принимая решения о создании той или иной системы скидок на оплату обучения.