«Ощущения были как будто я попала в научно-фантастический фильм»
Можно ли еще во время обучения в университете определиться со сферой исследований? Что изучали преподаватели и научные сотрудники пермского кампуса Вышки в студенчестве? И как менялись их научные интересы? Об этом они рассказали новостной службе портала.
Ольга Антинескул, доцент департамента иностранных языков
Изначально мои научные интересы были сосредоточены в области социолингвистики, а первый этап исследовательской работы заключался в изучении влияния социальных ролей говорящих на их речь. Данная тема привлекла меня, во-первых, растущей актуальностью, а во-вторых, возможностью сосредоточить внимание не на языке как абстрактной системе, а на том, как язык живет и функционирует в речевой деятельности под воздействием ряда социальных факторов. На последующих этапах научная работа велась в рамках гендерных исследований и лингвистики текста: на пересечении этих двух направлений в итоге сформировалась тема моей кандидатской диссертации – «Гендер как параметр текстообразования».
За годы работы в НИУ ВШЭ диапазон моих исследовательских интересов существенно расширился благодаря плодотворному научному сотрудничеству с коллегами и профессиональному опыту. К числу вопросов, наиболее интересующих меня в настоящий момент, принадлежат различные аспекты преподавания и изучения английского языка, теория и практика межкультурной коммуникации, а также дискурс-анализ.
Ольга Викентьева, доцент кафедры информационных технологий в бизнесе
Научной работой я начала заниматься, когда училась в Пермском политехническом институте, в начале 2 курса. Руководил моей работой доктор технических наук, профессор (и по совместительству мой папа) Викентьев Леонид Федорович, который был достаточно известным специалистом в области вычислительной техники в конце 1980-х годов. Наша научная группа занималась разработкой теории и инженерных методов проектирования и контроля эксплуатационной пригодности дискретных автоматов. Работы группы получали высокую оценку ведущих специалистов страны, работающих в этой области. Одним из самых ярких впечатлений, связанных с научной работой во время обучения в институте, была поездка на студенческую научную конференцию в МГУ, на которой я представляла результаты дипломной работы. Это был полезный опыт, который помог мне в дальнейшем на защите работы в ГЭК.
Мы также занимались изобретательской деятельностью в области разработки многофункциональных устройств, используемых при построении специализированных и универсальных ЭВМ, и еще в студенческие годы я получила несколько авторских свидетельств на изобретения. К сожалению, после окончания вуза научную работу пришлось оставить на достаточно длительное время, и снова я к ней вернулась только уже в НИУ ВШЭ Пермь.
Елизавета Смирнова, доцент департамента иностранных языков, научный сотрудник Научно-учебной лаборатории учебных корпусов
В университете я работала над созданием электронного учебника по английскому языку для детей из сельских школ. Это был социально значимый проект, в который меня пригласила заведующая кафедрой, и тема моей дипломной работы была связаны с ним и с проблемой дистанционного обучения иностранным языкам. В то время использование компьютерных технологий в преподавании было новой и актуальной сферой, тема была мне интересна, она требовала креативного подхода, и я чувствовала себя настоящим первооткрывателем.
Моя кандидатская диссертация была написала в русле функциональной грамматики, я исследовала валентность глагола. В этот период я впервые узнала, что такое языковой корпус и услышала о корпусной лингвистике. После защиты, когда я «вышла в свободное плаванье», продолжила заниматься корпусной лингвистикой. Сейчас я изучаю академический дискурс методами корпусной лингвистики. Практическая значимость моей работы заключается в возможности применения результатов исследований в курсах академического письма на английском языке. Так что в каком-то смысле я вернулась к тому, чем занималась в университете, к применению компьютерных технологий в практике преподавания иностранных языков.
Софья Куликова, руководитель Центра когнитивных нейронаук, PhD
Когда я училась на физтехе, у нас не было курсовых работ, только диплом на 4 курсе и все. Мне это казалось несправедливым, и я решила заняться поиском науки «на стороне». Пролистывая один из научных форумов, я наткнулась на объявление о возможностях написать дипломную работу на базе ИВНД РАН. Я ответила – меня пригласили приехать в Институт, показали оборудование, рассказали об исследованиях. Всё это выглядело просто фантастически и ощущения были как будто я попала в научно-фантастический фильм….
...Мои надежды оборвались о бюрократические препятствия: оказалось, что исследователь, с которым я общалась, не сотрудничал с нашим факультетом (ну, или по-крайней мере, это мне так объяснили), однако мне разрешили писать диплом в другой, видимо, более «дружественной» факультету, лаборатории ИВНД РАН. Так я познакомилась с Александром Алексеевичем Фроловым, который тогда руководил Лабораторией математической нейробиологии обучения и который согласился стать моим первым научным руководителем.
Это был, пожалуй, самый интересный период моего обучения. За очень короткий период мне удалось освоить столько, сколько казалось я никогда не учила: я научилась регистрировать ЭЭГ, вполне сносно писать код на Matlab, читать английские научные статьи, делать презентации в Рowerpoint и даже писать за одну ночь тезисы на внезапно образовавшуюся конференцию. Скажу честно, когда я написала диплом, я чувствовала себя невероятно гордой и умной. Спустя же несколько лет, когда я уже готовила к защите свою диссертацию, мне довелось перечитать свой бакалаврский диплом, и я пришла в неописуемый ужас от того, насколько он был несовершенный, насколько просты были методы анализа данных, насколько наивны выводы… Однако я понимаю, что это был лишь первый опыт в науке и по-другому быть вряд ли могло. Самое главное – это то, что этот опыт подарил мне любовь к исследованиям и стремление развиваться дальше.
Юлия Караваева, доцент кафедры гражданского и предпринимательского права
В рамках первой курсовой работы я обратилась к особенностям взаимоотношений государства и церкви в истории России, и этот выбор был обусловлен интересом, прежде всего, к природе государства как механизма, во многом создающего и обеспечивающего нашу среду обитания – экономическую, правовую, политическую, геополитическую, духовную. Возможно, я бы продолжила развиваться в этом направлении, если бы не курс уголовного права на втором году обучения – дисциплина, по большому счету, предлагающая нормативную шкалу для понимания и оценки крайних проявлений зла, на которые, как ни крути, способен человек, меня захватила. Конечно, и личность преподавателя, и манера подачи материала этому также способствовали.
Сегодня я сосредотачиваюсь на специальных нормах уголовного закона в контексте пересечения учения о дифференциации ответственности, теорий криминализации/декриминализации деяний и субъекта преступления. Поскольку уголовный закон в последний период, в основном, пополняется именно специальными нормами, то вопросов возникает много – и к их криминологической обоснованности, и к особенностям юридической техники их конструирования, и к проблемам соотношения с общими нормами, и, наконец, с оценкой тех тенденций уголовного закона и правоприменения, которые посредством появления таких норм обнаруживаются.
Александр Глушков, старший преподаватель кафедры гуманитарных дисциплин
Когда я учился в университете, мы начинали работать над курсовой только на 3 курсе, поэтому выбор как темы работы, так и научного руководителя был уже вполне осознанным. Я решил специализироваться на новейшей истории России и выбрал соответствующую кафедру. В школе из всей отечественной истории наиболее сложными для моего понимания были политические процессы в России начала XX века, связанные с появлением легальных политических партий и зарождением парламентаризма. Наверное, именно желание разобраться в этом и обусловило мной выбор. Мой бессменный научный руководитель, Михаил Николаевич Лукьянов, специализируется на истории консерватизма, и я «препарировал» одну из наименее изученных политических партий, а именно русских националистов, чья идеология в период Первой мировой войны балансировала на грани консерватизма и либерализма. Впоследствии трансформации российского консерватизма на примере Всероссийского национального союза была посвящена и моя кандидатская диссертация. Можно сказать, что я занимался как политической историей России, так и тем направлением, которое сегодня часто называют интеллектуальной историей.
Однако впоследствии мои научные интересы менялись. Поскольку я работал в историческом архиве и занимался вопросами использования документов в научных и научно-популярных целях, мой исследовательский фокус сместился, во-первых, в сторону локальных исторических сюжетов, во-вторых, произошел хронологический сдвиг: временные рамки моих исследований расширились до середины XX века и даже чуть дальше. В настоящее время я занимаюсь достаточно широким кругом тем, связанных с советской историей. Это история архивного дела, история миграций в СССР, социальная антропология. Из активно осваиваемых направлений исторической науки также отметил бы историческую урбанистику: в настоящее время я работаю над монографией, посвященной истории пермского градостроительства в 1920-30-е гг. Так или иначе, я не изменил своему выбору, сделанному на 3 курсе университета, и по-прежнему занимаюсь новейшей отечественной историей. При этом я считаю, что находиться в постоянном поиске новых тем, методологических подходов, исследовательских ракурсов – естественное состояние ученого.