• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Уэсли Джонстон: «План амбициозный, но вполне реалистичный»

Недавно профессор Уэсли Джонстон из Georgia State University (США) прочитал курс лекций по маркетинговым стратегиям студентам факультета менеджмента ГУ-ВШЭ. Одним из организаторов этого проекта со стороны Высшей школы экономики стала заведующая кафедрой стратегического маркетинга Ольга Третьяк. Что они думают о межуниверситетском партнерстве, совместных исследовательских проектах и дальнейших перспективах сотрудничества?

— В ноябре в Высшей школе экономики прошла международная конференция о современных проблемах менеджмента, в работе которой вы приняли самое активное участие. Расскажите, пожалуйста, о программе, тематике докладов и презентаций форума.

О. Третьяк: Мне кажется, что конференция этого года была успешна прежде всего тем, что нам удалось создать междисциплинарные секции и объединить доклады разных направлений, но связанных одними и теми же проблемами современного менеджмента. Более того, мы наметили тематику новых совместных исследований с нашими зарубежными коллегами и обсудили самые перспективные идеи и планы, в том числе с моим коллегой профессором Уэсли Джонстоном. Нам удалось не только пригласить его на конференцию, но и организовать двухнедельный курс его лекций на средства гранта Высшей школы экономики.

У. Джонстон: В течение многих лет я веду исследования в области современных маркетинговых практик целого ряда государств: США, Китая, Аргентины, Новой Зеландии. Поэтому мой доклад отлично «вписался» в тематику международной конференции ГУ-ВШЭ. Я очень рад, что моя презентация вызвала интерес и дискуссию участников конференции не только о трансакционных взаимоотношениях компаний с потребителями, но и о поведенческих тенденциях современного потребителя в целом. Это сложная, но чрезвычайно важная область маркетинговых исследований. Для успеха в своем бизнесе компании должны больше внимания уделять нуждам потребителя и разрабатывать свои бизнес-планы и программы развития с учетом постоянно меняющихся требований рынка.

Мое выступление на конференции касалось двух новых тенденций мирового маркетинга: развитие долгосрочных отношений с потребителем и все более широкое использование электронных средств коммуникаций для успешных продаж. Еще совсем недавно основой стратегии компаний был поиск новых потребителей и расширение продаж за счет привлечения новых покупателей. В последние годы заметно стремление компаний к углублению отношений «продавец-покупатель» и перевод этих отношений на прочную и долгосрочную основу. Менеджеры компаний все больше стараются изучать спрос и нужды своих клиентов, привлекать постоянных покупателей различными программами лотерей, подарков и скидок, проводят опросы потребителей на своих сайтах, координируют активность продаж в зависимости от результатов собственных исследований.

— Какова была программа вашего пребывания в ГУ-ВШЭ?

У. Джонстон: Я прочитал пять лекций студентам магистерских программ по стратегическому маркетингу, включая такие темы, как Organizational buying behavior, Sales management, Customer relationship management, Key account management, Strategic management mechanism. Насколько мне известно, эти лекции посещали и аспиранты факультета менеджмента Высшей школы экономики. Кроме того, я был участником заседания членов МЭС — Международного экспертного совета ГУ-ВШЭ под руководством декана Николая Филинова, на котором обсуждался перспективный план развития факультета, и участвовал в специальном семинаре по современным методам исследования межфирменного взаимодействия Научно-учебной лаборатории сетевых форм организации ГУ-ВШЭ.

Ольга Третьяк
Ольга Третьяк
О. Третьяк: На заседание лаборатории мы пригласили не только штатных сотрудников, но и наших студентов и аспирантов, занимающихся исследованиями сетевых форм организации бизнеса. Мы составили план работы, в том числе и с Уэсли Джонстоном, сотрудничество с которым складывается вполне успешно, и договорились о совместном представлении некоторых материалов на международных конференциях, о совместных публикациях, об объединении усилий в работе с молодыми учеными России и США. Как одно из перспективных направлений развития факультета менеджмента, мы рассматриваем организацию сотрудничества аспирантов обеих стран, в рамках которого наши молодые коллеги будут вместе разрабатывать проблематику исследований, выдвигать новые идеи и гипотезы, дискутировать, объединять усилия в разработке актуальных тем. Иными словами, это будет совместная работа российских и американских аспирантов под нашим совместным научным руководством. Более того, мы планируем специальный выпуск журнала «Journal of Business and Industrial Marketing», редактором которого является профессор Джонстон, с публикациями наших молодых коллег.

Что касается сотрудничества в сфере преподавательской деятельности, то стоит отметить, что мы вместе с профессором Джонстоном согласовали тематику его лекций в ГУ-ВШЭ. Поскольку я веду курс по стратегическому маркетингу, то часть тем, которые есть в обязательном курсе, вошли в цикл его лекций. В итоге студенты получили более широкий спектр представлений о современных маркетинговых стратегиях, а мы надеемся получить их отзывы о том, что удалось, что не удалось, что необходимо совершенствовать. Это поможет нам успешно продолжить практику совместных лекционных курсов в дальнейшем.

— Как член Международного экспертного совета ГУ-ВШЭ, что вы думаете о содержании и реалистичности плана развития факультета менеджмента?

У. Джонстон: На мой взгляд, реализация представленного плана позволит факультету решить целый ряд таких важнейших задач, как аккредитация факультета международными организациями, создание исследовательских сетей и национальной ассоциации исследователей в области менеджмента, увеличение и развитие магистерских программ, расширение технических возможностей преподавания на факультете. План амбициозный, но вполне реалистичный. Я считаю, что он уже сейчас постепенно претворяется в жизнь. Во всяком случае, только что закончившаяся и очень успешная конференция по современным проблемам менеджмента была отличным шагом на этом пути, поскольку в ней участвовали известнейшие ученые, исследователи разных стран мира.

— Если я не ошибаюсь, вы активно сотрудничаете с финским университетом в Хельсинки.

У. Джонстон: Каждый год в течение последних 20-ти лет я приезжаю с лекциями в Финляндию. Сначала сотрудничал с Хельсинской школой экономики, а после объединения Хельсинкского университета, Школы экономики, Технологического университета и Колледжа дизайна, продолжаю сотрудничество с вновь образованным Аалто университетом (Aalto University School of Economics). Если сравнить ваш университет с Хельсинкским, то я бы сказал, что профессиональный уровень профессорско-преподавательского состава вполне сопоставим. Как и у вас, сотрудники очень заинтересованы в научно-исследовательской работе и международном сотрудничестве. Более того, мои российские коллеги — Ольга Третьяк и руководитель Лаборатории сетевых форм организации Марина Шерешева, которая вместе с Третьяк являлась организатором моего курса лекций у вас, — так вот они обе активно работают с финскими коллегами над совместными международными проектами. А если сравнивать российских и финских студентов, то я бы отметил, что финны более сдержаны и не очень-то разговорчивы.

Валентина Грузинцева, Новостная служба портала ГУ-ВШЭ