• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Чем пермская Вышка лучше московской?

29-30 ноября свой 15-летний юбилей отмечает Пермский кампус Высшей школы экономики, создавший в регионе сильнейший университетско-школьный кластер и обучающий свыше тысячи студентов.

Официально считается, что Пермская Вышка была создана в год дефолта, но ее историю вполне можно отсчитывать с 1994 года, когда 12 вузовских преподавателей и школьных учителей экономики из Перми в рамках международного проекта поехали на интенсивный курс обучения в московскую Вышку. Так в городе появились преподаватели экономики, подготовленные по международным стандартам и получившие право называться модным словом «мультипликатор», то есть передавать полученные знания коллегам. Вышки в Перми еще не было, а костяк ее будущих сотрудников уже сложился.

Первым зданием, которое получила Пермская Вышка за год до официального открытия, стал бывший отраслевой институт повышения квалификации. На месте складов и торговых точек открылись подготовительные курсы — привлечь туда будущих абитуриентов помогали все те же учителя экономики. Первый набор студентов — 100 человек, конкурс 5-6 человек на место — и сегодня вспоминают как едва ли не самый сильный.

Связи с системой общего образования, заложенные еще до создания кампуса, оказались на редкость продуктивными. Пермская Вышка опередила московскую, создав в 2003 году свой лицей (сегодня сюда отдают детей те самые первые выпускники) и наладив уникальную по российским меркам систему воздействия университета на общее образование региона. Создание университетского округа, который в 2009 году трансформировался при участии других вузов в университетско-школьный кластер, олимпиады для учителей, мониторинг достижений школьников — эти и многие другие формы сотрудничества со школами как нельзя лучше иллюстрируют слоган «Университет — городу», осознание университетом своей социальной миссии, гораздо более широкой, чем просто обучение студентов.

Число студентов в Пермской Вышке давно перевалило за тысячу, это меньше, чем в питерском и нижегородском кампусе, но здесь сохраняется «семейная» атмосфера, когда преподаватели знают многих студентов в лицо еще со старших классов. Все на виду и под контролем — такое трудно обеспечить в Москве. И хотя у кампуса нет единого комплекса зданий, перемещение между ними не составляет труда, словно город и не миллионник вовсе — все в шаговой доступности. Как пишут ноябрьские «Окна роста», между деканами Пермского кампуса в шутку ведется соревнование, кто ближе живет к месту работы. Особая достопримечательность — студенческая столовая. Она удивляет московских гостей широким ассортиментом блюд и гигантскими размерами порций, заставляя ломать голову над этимологией и правописанием слова «посикунчик» — так называют жареный в масле пирожок с фаршем и выбрызгивающимся при надкусывании мясным соком, этакий кулинарный бренд Пермского края, который не купишь в московском буфете ВШЭ на Мясницкой.

Директор филиала Галина Володина у руля кампуса фактически с самого начала — именно она, в недавнем прошлом мастер на военном заводе аппаратуры дальней связи, возглавляла международный проект в Перми по обучению преподавателей экономики в середине 1990-х. «Энергичная, чрезвычайно живая и при всей очевидной внутренней жесткости очень доброжелательная женщина», — такой увидел ее автор книги о Вышке «Идея университета» Андрей Колесников, сделав вывод, что сочетание романтической мечтательности и жесткой рациональности в достижении цели иной раз дает поразительный эффект.

По словам экс-губернатора Пермского края и действующего доцента ВШЭ Олега Чиркунова, Пермская Вышка является «инвестиционным проектом» региона, точкой роста его образовательного кластера. Ее развитие на ближайшую перспективу во многом будет связано с привлечением студентов из других регионов — лучших из Пермского края она и так забирает. Еще один вопрос повестки дня кампуса — привлечение на работу преподавателей международного уровня, соответствующих требованиям исследовательского университета. Пока проблема решается за счет выращивания своих кадров: средний возраст преподавателей — 41 год, трое из первого выпуска остались здесь работать и уже заведуют кафедрами.

Поздравляем!