• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

В России нет ни одного города

В нашей стране города есть только на карте. С такого утверждения начал круглый стол «Город: регулятивные механизмы развития» XII Международной научной конференции по проблемам развития экономики и общества профессор Московского архитектурного института, член Общественной палаты РФ Вячеслав Глазычев.

Круглый стол «Город: регулятивные механизмы развития» прошел в ВШЭ 7 апреля.

«Я был в городе Иматра в Финляндии. Обычный город, нельзя сказать, что там выдающаяся архитектура. Но в воскресенье вечером этот город — живет. Туда-сюда снуют люди, они приезжают из соседних хуторов, потому что город притягивает. В центре его площадь, где горожане общаются. Это не просто лавки и магазины, а именно место, где они собираются для общения», — рассказал о своих городских впечатлениях научный руководитель НИУ ВШЭ Евгений Ясин.

Согласно работам Вячеслава Глазычева, Евгений Ясин говорил о настоящем городе. То есть это то образование, где есть пустое публичное пространство, находящееся не в частной, а в коммунальной собственности. Есть такое пространство — есть город, нет его — нет города. Второй признак и вместе с тем функция городского существования — значительное количество в любой момент времени ничем не занятых людей. Нет наличия праздной толпы, значит, нет функции центра притяжения. И, наконец, город отличается от предгорода, «недогорода» и «негорода» принципиальным качеством — наличием городского сообщества.

Что касается России, то, по словам Глазычева, у нас есть пригород без города, или субурбия. Все дело в том, что очень часто власть предержащие понятия не имеют о том, что такое город. У нас есть стратегии развития регионов, но там нет стратегии развития города. Еще одна проблема России — феномен неизученности города.

Кстати, Высшая школа экономики хочет попытаться восполнить пробел в научных и методических разработках, касающихся развития города. Как уже сообщал портал Вышки, в конце марта 2011 года в университете была открыта Высшая школа урбанистики (ВШУ), где уже в этом году начнет действовать магистерская программа «Управление пространственным развитием города».

Декан ВШУ Александр Высоковский считает, что, может быть, города и нет, но у нас есть городская среда. Она питает человека, она столь же призрачна, сколь и могуча. То есть проблема неизученности на пути к решению, не все так плохо с духовной составляющей городской жизни. Основная проблема, по мнению Высоковского, в управлении городом.

«Есть власть, население, институциональные деятели — это бизнес, различные организации, — говорит он. — Между ними существует пространство принятия решений. Нельзя, чтобы одна из сторон треугольника доминировала в этом пространстве. У нас же получается, что 90-95% решений принимает власть. Какому-либо другому субъекту очень трудно пробиться туда. Поэтому нужно освободить пространство принятия решений для остальных сторон».

Заместитель заведующего кафедрой местного самоуправления ВШЭ Елена Шомина привела реальный пример того, как людям трудно участвовать в управлении городом. Сегодня существует положение о публичном обсуждении проектов. Однако в одном из городов такие обсуждения проходили в здании мэрии, куда обычным гражданам войти было трудно, поэтому проекты принимались без оглядки на общественность. В итоге случилось, что один из одобренных таким образом проектов был оспорен в суде. Инвестор из-за остановки строительства понес убытки. И администрация города в итоге поняла, насколько невыгодно скрываться от общественности.

Однако, как отмечает Вячеслав Глазычев, дело не только в местных властях. «Есть просвещенные представители власти, которые имеют представление о городе и пытаются что-то сделать, но не все в их силах. Так как есть еще различные корпорации типа «Газпрома» с его «дочками» и «внучками», которые делают так, как им надо, и особо не считаются ни с муниципалитетом, ни с губернией», — сказал он.

Ординарный профессор, заведующий Проектно-учебной лабораторией муниципального управления ВШЭ Симон Кордонскиий взглянул еще глубже: «Власть не принадлежит кому-то. Обычно называются несколько имен, которые властью не являются, но ею обладают, они могут распределять ресурсы». Может быть, поэтому номинальная власть городом и не интересуется. В практике специалистов по развитию города встречались чиновники, которые не могли назвать численность населения своего города. «Власть живет в своем пространстве, а город в своем», — поставил диагноз Кордонский.

Президент Международного архитектурного благотворительного фонда им. Якова Чернихова, архитектор Андрей Чернихов добавил, что существует большая проблема гражданского общества.

О том, насколько муниципальные власти не готовы говорить о развитии города, напомнил исполнительный директор Экспертного института Андрей Нещадин. После того, как страна «с помощью Пикалево» узнала о трудностях моногородов, была разработана программа их модернизации, согласно которой города получают поддержку в виде бюджетных кредитов, дотаций или субсидий на решение насущных проблем. Для получения денег моногород должен был разработать комплексный инвестиционный план (КИП). «Уроки КИПов по моногородам четко показывают или полное отсутствие каких-либо инвестиционных проектов или полную нереальность предлагаемых дорогостоящих проектов, которые должны финансироваться в основном за счет средств федерального бюджета», — констатировал Нещадин.

Заместитель декана по науке факультета государственного и муниципального управления ВШЭ Юрий Плюснин обратил внимание на пространственную особенность российских городов: «Две трети из тысячи российских городов — это распределенные города, которые растянулись по всей площади своего района. Если раньше город был острогом, то теперь труба».

«Звучит похоронная музыка, — воскликнул Евгений Ясин. — Неужели же все так плохо? Да, российская жизнь особенная. У нас нет средней культуры. Есть домашние, семейные, государственные дела. В российских городах гражданское место, где люди могут собираться, скукожилось. Но мы сами можем многое сделать. Давайте широко обсуждать проблемы города. Ведь это в наших же собственных интересах».

Директор комплексного развития территорий Анна Курбатова уверена, что главная роль в продвижении городов принадлежит градостроителям.

Специалисты по развитию городов должны устраивать, по словам Вячеслава Глазычева, отлов людей во власти, способных пойти навстречу прогрессу. «В российских городах есть спрос на грамотные проекты. Со временем спрос должен увеличиваться с помощью нашей работы. Это долговременная задача. Но если уж мы говорим об этом, если уж что-то делаем, значит, города будут жить», — заключил он.

Елена Калиновская, Новостная служба портала ВШЭ

Фото Никиты Бензорука