• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Постсоветское кино, Дженнифер Уорф, Борис Миронов

Джон Мейнард Кейнс / «Звездочки на земле» / Хайман Мински

Джон Мейнард Кейнс / «Звездочки на земле» / Хайман Мински
БРЭ - Anthony Gorden / Hulton-Deutsch Collection / CORBIS / Getty Images, smartfacts.ru, Perry Mehrling in Journal of Economic Behavior & Organization

Академический руководитель магистерской программы «Цифровые методы в гуманитарных науках» Илиана Исмакаева рассказала о своих любимых книгах в интервью изданию Schola.

академический руководитель образовательной программы «Цифровые методы в гуманитарных науках», старший преподаватель кафедры гуманитарных дисциплин факультета социально-экономических и компьютерных наук пермского кампуса НИУ ВШЭ

Художественные прозведения

У меня сформировалась особая практика — я люблю читать романы, а затем смотреть экранизации. Причем, я не ищу специально какие-то издания, которые экранизированы, так получается само по себе. Сложно выделить только одну любимую книгу. В разные периоды жизни каждая книга оказывает на нас различное воздействие, отражая наши собственные настроения, мысли и чувства. В школьные годы я была поклонницей детективного жанра, читала произведения Агаты Кристи, Артура Конан Дойла. Мы с мамой смотрели сериалы про расследование загадочных случаев и раскрытие преступлений Эркюлем Пуаро, мисс Марпл и Шерлоком Холмсом.

В прошлом году к нам приезжал театр Вахтангова с постановкой по роману Льва Толстого «Война и мир» (1865–1869), она вызвала у меня такой восторг, что я решила перечитать роман, посмотреть несколько сериалов. Конечно, с каждым разом и восприятие этого романа менялось. Иногда воображаемые мной образы персонажей, событий и мест, описанных в тексте, могут не совпадать с экранизацией, но в любом случае, различные форматы дополняют друг друга и позволяют увидеть разные интерпретации одного и того же материала.

Сейчас особенно популярна история повседневности, в том числе рабочей повседневности. Буквально на днях я завершила чтение первого романа Дженнифер Уорф из трилогии «Вызовите акушерку» (2002), теперь собираюсь посмотреть одноименный сериал. Это не книга о медицине или обычный роман. «Вызовите акушерку» основан на воспоминаниях самой Дженнифер Уорф и рассказывает о жизни и работе акушерки в Лондоне в 1950-е гг. Книга отражает трудности и вызовы судьбы, с которыми сталкивались акушерки в то время, когда медицинские знания были ограничены, а условия работы были тяжелыми. Автор показывает, как акушерки боролись за уважение и признание своей профессии, помогали женщинам в трудных жизненных обстоятельствах, а также освещает социальные и культурные аспекты послевоенного периода и позволяет узнать больше о жизни обычных людей того времени. Я бы порекомендовала прочитать этот роман всем, кто интересуется социальной историей послевоенного периода, историей повседневности, и, в частности, историей Великобритании в 1950-80-х гг. и медицины.

hometocome.com

Академические произведения

Я заинтересовалась применением математических методов и цифровых технологий в истории на 2 курсе, когда познакомилась с книгой «История в цифрах» (1991) Бориса Николаевича Миронова, глава «Предсказание и ретросказание — методы исторические» вдохновила меня на изучение грамотности. Тогда я поняла, что хочу изучать историю распространения грамотности и до сих пор ею занимаюсь. В работе рассматриваются проблемы и достижения клиометрии — направления исторических исследований, основанных на математических методах. Несмотря на то, что «История в цифрах» была опубликована в 1991 году, она не теряет своей актуальности и представляет собой ценный ресурс для историков, который может помочь получить новые знания, пересмотреть старые представления и открыть новые направления для дальнейших исследований.

Сейчас я читаю серию исследований “Studies in Digital History and Hermeneutics” Университета Люксембурга по применению цифровых методов в исторических исследованиях, в 2024 году она пополнилась новыми изданиями. В рамках этой серии публикуются исследования по различным направлениям цифровой истории и в целом цифровых гуманитарных наук, коллективные монографии — научные статьи и очерки по одной проблематике, например, о цифровой истории, медиа и памяти в цифровую эпоху и др. Мне наиболее близок третий выпуск про цифровые газеты — “Digitised Newspapers — A New Eldorado for Historians? Reflections on Tools, Methods and Epistemology”. Авторы монографии отмечают, что новая цифровая доступность исторических газет меняет исследовательскую практику и ставит перед историками новые задачи. Я принимала участие в проекте по изучению Пермской губернской периодики периода Первой мировой и Гражданской войн (permnewspapers.ru), и, конечно, многие из тех вопросов, которые поднимаются авторами, ставились и нами применительно к дореволюционной периодике, это не только вопросы оцифровки указанных типов источников, но и вопросы выбора оптимальных цифровых методов для их исследования.

Произведения, полезные в преподавании

Наверно, я бы хотела отметить индийский фильм «Звездочки на земле» (2007) Аамира Кхана. Я его смотрела, еще будучи студенткой в рамках дисциплины по педагогике. Несмотря на то, что это индийский фильм, он совсем не похож на другие болливудские фильмы.

Борис Миронов
Бабкинъ Михаилъ / CC BY-SA 4.0

В фильме повествуется о нелегкой судьбе восьмилетнего мальчика Ишана Авасти, которого никто не понимает, и неравнодушном учителе Раме Никумбе. Родители и учителя считают мальчика слабоумным, дома воспитывают криком и кулаками, а в школе оставляют на второй год, так как он никак не может научиться читать и писать. В итоге родители отправляют сына в школу-интернат, чтобы привить ему дисциплину. Лишенный привычного окружения, мальчик в интернате страдает еще больше, чем прежде.

Однако в интернат однажды приходит учитель рисования Рам Никумб, который догадывается, что проблемы Ишана с успеваемостью в школе связаны с тем, что малыш страдает дислексией и к нему необходим особый подход. Учитель занимается с мальчиком, возвращает ему веру в себя, и Ишан изменяется…

Хочется сказать о значительной роли педагога в этом фильме, и в целом подходе к образованию детей. Педагог распознал проблемы ребенка и смог ему помочь. В своей работе с ребенком он использовал множество подходов. Самый главный из них — личностно-ориентированный, он работал с ребенком исходя из его личностных характеристик и возможностей. Прививал и детям, и другим учителям любовь и уважение к искусству и рисованию, использовал при работе с детьми мировые культурные достояния, знакомил детей с достижениями выдающихся исторических деятелей — Альберта Эйнштейна, Томаса Эдисона, Леонардо да Винчи, объяснял и показывал их работы.

Фильм очень эмоциональный и поучительный. Взрослым важно знать и помнить о том, что каждый ребенок уникален, нужно только это увидеть и принять. Я бы порекомендовала, прежде всего, посмотреть этот фильм преподавателям и родителям, а также всем тем, кто столкнулся с особенными детьми.

«Звездочки на земле»