• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Вышка предлагает абитуриентам бакалавриата две новые программы по менеджменту

Вышка предлагает абитуриентам бакалавриата две новые программы по менеджменту

В 2017 году в Вышке будет вестись прием на две новые бакалаврские программы — «Управление бизнесом» и «Маркетинг и рыночная аналитика». Чему будут учить на этих программах, их руководители рассказали новостной службе ВШЭ. Подробную информацию также можно будет получить на дне открытых дверей, который состоится 15 апреля.

Каким менеджером можно стать

До нынешнего года в Вышке существовала одна бакалаврская программа «Менеджмент», которая готовила специалистов для самых разных сфер управления. Это отчасти объяснялось тем, что сама область менеджмента всегда была очень широкой. Сотрудник отдела кадров, разрабатывающий план профессионального развития персонала, и сотрудник отдела маркетинга, обсуждающий с маркетинговым агентством стратегию продвижения продукта в социальных сетях, и сотрудник проектного офиса компании, разрабатывающий стандарты бизнес-процессов, — все они занимаются менеджментом. Но это разный менеджмент, предъявляющий разные требования к знаниям и умениям сотрудников. При этом нередки случаи, когда менеджеры на протяжении карьеры меняют функциональную сферу своей деятельности. Так чему же учить будущего менеджера в студенческой аудитории?

Вышка пришла к выводу, что учить всех всему сразу в условиях современного бизнеса больше нельзя. «Мы живем в эпоху, когда образование человека не может остановиться с получением бакалаврского или даже магистерского диплома, а знания устаревают так быстро, учиться придется всю жизнь, — считает декан факультета бизнеса и менеджмента ВШЭ Николай Филинов. — Поэтому вопрос, который решают абитуриенты на пороге университета, нуждается в переформулировании. Если раньше спрашивали, какое образование мне нужно получить, то теперь необходимо спросить, каким должно быть первоначальное образование? Разница значительна».

В целом в управленческом образовании наблюдается тенденция к дроблению и дифференциации программ, что создает серьезный вызов для университетов. «На наш взгляд, выделение отдельных треков подготовки целесообразно в тех направлениях, которые на сегодня уже вполне превратились в профессии, со своим профессиональным сообществом, типовыми траекториями карьерного роста и развития, принятой системой квалификаций, — говорит Николай Филинов. — К их числу относятся маркетинг, логистика. На другом полюсе — предпринимательство, которое уж никак не профессия, а призвание, стиль и образ жизни, притом требующий определенных знаний и навыков».

По данным кадровых агентств, до 40 процентов запросов работодателей составляют позиции менеджеров различных направлений и уровней подготовки

«Исходя из этого мы выделили в нашем бакалавриате отдельный трек, который будет называться «Маркетинг и рыночная аналитика», и дженералистскую, готовящую к работе в разных функциональных областях менеджмента программу «Управление бизнесом», — продолжает Николай Филинов. — Такое разделение позволяет ответить на запросы разных абитуриентов. Определившие для себя в будущем жизненную траекторию маркетолога выбирают программу «Маркетинг и рыночная аналитика», а те, кто видит себя в HR, проектном офисе или предпринимателем, пойдут на программу «Управление бизнесом». В ней тоже есть разные возможности выбора специализации (мы называем их концентрациями), но выбирать надо будет позже, после второго курса, что, как мы рассчитываем, позволит сделать этот выбор более информированным и осознанным, а это очень важно в профессиональной жизни».

Что предлагает программа «Управление бизнесом»

На российском рынке труда профессионалы в управлении бизнесом востребованы высоко. По данным кадровых агентств, до 40 процентов запросов работодателей составляют позиции менеджеров различных направлений и уровней подготовки. Программа «Управление бизнесом» предполагает фундаментальное обучение менеджменту, включающее изучение всех функциональных областей бизнеса — от финансов до информационных систем бизнеса.

«Это позволяет выпускникам строить свою карьеру, двигаясь как по организационной вертикали, так и по горизонтали, периодически меняя направления деятельности и получая опыт работы в отделе продаж, в маркетинге, в производстве, службе стратегического планирования и так далее. Как показывает мировой опыт, это одна из наиболее эффективных моделей формирования управленцев высшей квалификации», — говорит академический руководитель программы Марина Дворяшина.

При этом на третьем курсе студенты смогут определится со специализацией: «Стратегия и предпринимательство», «Управление проектами», «Управление организационным развитием и человеческими ресурсами» или «Международный менеджмент» (на английском языке).

Получение предложения о работе («оффера») часто становится бонусом для студентов, занятых в проектах бизнес-партнеров

А уже с первого курса студенты программы «Управление бизнесом» будут участвовать в проектах, в том числе на базе компаний — бизнес-партнеров программы. Цель этого — закрепить умения и навыки, полученные на лекциях и семинарах, сбор информации, диагностика организационно-управленческих проблем бизнеса, поиск и обоснование управленческих решений. Проектная работа включает также проектный семинар и профориентационный семинары.

В рамках проектного семинара студенты будут выполнять в командах задания, ориентирующие их на решение поставленной задачи и требующие подготовки и презентации развернутого, аргументированного обоснования и «доказательной базы».

«Проекты, генерируемые бизнес-партнерами программы, позволяют формировать к старшим курсам задачи, представляющие профессиональный интерес для потенциальных работодателей. Получение предложения о работе («оффера») часто становится бонусом для студентов, занятых в проектах бизнес-партнеров», — говорит руководитель программы.

Выпускники программы «Управлением бизнесом» смогут стать специалистами аппарата управления российских и международных компаний (и через несколько лет занять там руководящие должности) или организовать собственный бизнес.

Чему научит программа «Маркетинг и рыночная аналитика»

«Маркетинг — это одно из самых популярных направлений специализации среди российских абитуриентов, — отмечает академический руководитель программы Вера Ребязина. — Принимая решение об открытии нашей программы, мы руководствовались текущими потребностями как абитуриентов, так и потенциальных работодателей».

Кого прежде всего ждут на программе? Тех, кто уже сейчас ориентирован на будущую профессию маркетолога. Тех, кто хотел бы углубленно специализироваться в сфере маркетинга начиная со второго курса бакалавриата.

Учить студентов программы «Маркетинг и рыночная аналитика» будут ведущие преподаватели трех кафедр маркетинга (стратегического маркетинга, маркетинга фирмы и маркетинговых коммуникаций) факультета бизнеса и менеджмента, успешные профессионалы в области управления бизнесом и маркетингом.

Среди партнеров программы такие известные маркетинговые и консалтинговые компании, как Nielsen, TNS, Gfk, а также компании FMCG-сферы (P&G, Unilever, Beiersdorf, Bonduelle)

Учебный план программы включает изучение базовых и специализированных курсов по менеджменту и маркетингу, а также подготовку студентами старших курсов годовых курсовых работ в форме маркетингового исследования конкретного рынка, бизнес-плана развития фирмы, ее отдельной товарной линии или разработки концепции новой торговой марки.

Получить такого рода аналитические и управленческие навыки студенты смогут в том числе благодаря работе с представителями реального бизнеса. Среди партнеров программы такие известные маркетинговые и консалтинговые компании, как Nielsen, TNS, Gfk, а также компании FMCG-сферы (P&G, Unilever, Beiersdorf, Bonduelle).

В учебном плане программы представлены как традиционные формы обучения, так и онлайн-курсы на русском и английском языках на платформе Coursera, Национальной платформе открытого образования. Например, курс «Маркетинг», разработанный преподавателями программы Верой Ребязиной и Маргаритой Зобниной, — это один из самых популярных курсов на Национальной платформе открытого образования.

Кроме того, будет использоваться и «смешанное обучение», когда в рамках одного курса лекции в онлайн-формате сочетаются с практическими занятиями в аудитории и «живыми кейсами», когда представители компаний приходят на семинар для разбора реальной ситуации, с которой сталкиваются в бизнесе.

В рамках специального учебного практикума «Консультационный проект» бакалавры в группах из 5-6 человек будут решать реальную задачу, поставленную компанией-клиентом, проводить необходимые исследования и аналитическую работу. Вообще различная проектная работа занимает пятую часть всей образовательной программы. Проекты будут предлагаться бизнес-партнерами программы и размещаться на «Ярмарке проектов».

Узнать больше о бакалаврских программах «Маркетинг и рыночная аналитика» и «Управление бизнесом» и встретиться с их преподавателями можно 15 апреля на дне открытых дверей факультета бизнеса и менеджмента ВШЭ. Там же пройдет презентация магистерских программ факультета.