• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
  • НИУ ВШЭ в Перми
  • Новости
  • В НИУ ВШЭ – Пермь прошла стратегическая сессия «Развитие креативных индустрий Пермского края»

В НИУ ВШЭ – Пермь прошла стратегическая сессия «Развитие креативных индустрий Пермского края»

Представители органов власти, компаний из сферы креативных индустрий, экспертного сообщества в составе трех рабочих групп работали над проектными инициативами, направленными на усиление креативного сектора региона.

В НИУ ВШЭ – Пермь реализуется проект по анализу текущего состояния креативных индустрий Пермского края для формирования рекомендаций по их развитию. В рамках этого проекта на площадке пермской Вышки состоялась стратегическая сессия, в работе которой приняли участие более 60 человек – руководители краевых министерств и агентств, представители компаний из сферы креативных индустрий, муниципалитетов Пермского края, экспертного сообщества. 

На открытии стратегической сессии заместитель директора по науке Елена Шадрина обозначила главные задачи мероприятия: определить сильные и слабые стороны креативного кластера в Пермском крае и разработать рекомендации по его развитию.

В 2024 году в регионе была принята Стратегия социально-экономического развития до 2035 года, где креативная экономика включена в число 6 приоритетных направлений. Руководитель Агентства по развитию малого и среднего предпринимательства Пермского края Анна Быкова в приветственном слове участникам подчеркнула, что «данное мероприятие – это начало нового большого пути по разработке стратегии развития креативных индустрий в крае».

На установочной сессии директор центра «Российская кластерная обсерватория» ИСИЭЗ НИУ ВШЭ  Евгений Куценко выступил с докладом о рейтинге креативных регионов РФ и месте Пермского края в нем. По данным исследования, за последний год в крае произошло увеличение вклада креативного сектора в общую стоимость нематериальных активов, численность занятых и выручку. Наиболее заметными креативными специализациями региона Евгений Куценко отметил музыку, исполнительское искусство и арт-индустрию, программное обеспечение и видеоигры,  культурное наследие, отдых и развлечения, архитектуру, моду.

Руководитель проекта «Проведение экспертного исследования с целью анализа состояния креативных индустрий в Пермском крае и формированию предложений по их развитию», доцент департамента менеджмента НИУ ВШЭ – Пермь Анастасия Божья-Воля представила предварительные результаты анализа состояния креативного бизнеса в регионе. Так, суммарная выручка креативного сектора Прикамья составляет 3-5% от всех организаций региона. Более 8,5 тысяч компаний и предпринимателей работают в сфере креативных индустрий. Наибольшее число организаций ведут деятельность в сферах информационных технологий, разработки программного обеспечения и компьютерных игр, рекламы, моды, кино, анимации, event-сферы. Кроме того, в рамках исследования были проведены фокус-группы с экспертами креативного кластера и определены основные барьеры развития отрасли.

Рабочие группы в рамках стратегической сессии были сформированы по ключевым направлениям креативного сектора: инфраструктура и экосистема; кадры и образование; сообщества и коммуникации. Заместитель директора Института развития креативных индустрий Ольга Вапнярская поделилась с участниками групп инсайтами лучших практик развития креативных индустрий в других регионах России.  В рамках итоговой сессии каждая группа презентовала результаты работы, обозначив в докладах основные барьеры развития креативного кластера и решения для их преодоления по своему направлению. Результаты стратегической сессии будут использованы в управленческой практике региона.

Юлия Ветошкина, министр по туризму Пермского края

Мне понравились все инициативы, представленные на стратегической сессии. На мой взгляд, нужно выделить одно направление из предложенных проектов, которое будет пилотным, и на нем отработать решения. Например, у нас есть сообщества предприятий, которые занимаются промышленным туризмом и готовы к взаимодействию с представителями других направлений сферы креативных индустрий. Кроме того, можно подумать о создании такой площадки, которая бы привлекла экспертов креативного кластера и стала бы центром их притяжения. И, самое главное, нужен «продукт», если он будет, мы готовы продвигать его по всем своим направлениям.

Николай Канищев, ресторатор

По моему мнению, серьезных ограничений для развития креативного кластера в Пермском крае нет. Наверное, один из самых главных барьеров – это нежелание пробовать что-то новое, вводить инновации, а также недостаточность квалифицированных кадров. В целом, сейчас сфера креативных индустрий находится в стадии роста, все у нас впереди. Особенно это касается сферы гастрономии, у нее хороший потенциал, много проектов реализуется в настоящий момент. Пермский край – это отличный регион, мы находимся недалеко от Москвы, у нас есть крупные города.  

Одно из главных предложений по развитию креативного сектора, озвученных в рамках стратегической сессии, это, скорее всего, разговор об амбассадорах, которые будут представлять свою креативную сферу, доносить до конечного потребителя и до тех, кто хочет развиваться в этом направлении, цели и намерения.

Денис Курочкин, режиссер, продюсер, основатель INSIDE production

Я считаю, что мешает развитию нашей сферы в регионе, в первую очередь, отсутствие крупных мероприятий формата форума и креативного кластера. Высокое налогообложение и отсутствие патентов также не способствуют привлечению криэйторов. Если ничего не делать, то у нас их просто не останется через несколько лет, они разъедутся. Наиболее перспективными на стратегической сессии мне показались предложения по созданию единой базы («белого листа»), а также команды амбассадоров Пермского края, которая будет работать и на туризм, и на молодежную политику, и на министерство экономического развития. Несомненно, нужен и креативный кластер, где будут в горизонтальной иерархии работать несколько сильных криэйторов по разным направлениям и объединять вокруг себя других.

Я знаю, что в Перми одни из самых сильных видеографов, фотографов, декораторов, флористов, мейкап-специалистов в России, потенциал в этих направлениях сумасшедший. Но за последние пять лет сложилась ситуация, когда крупные игроки уехали, остались энтузиасты типа меня, нет рынка Для развития рынка нужны вложения в креативный кластер, субсидирование проектов, создание сервисов, объединяющих пермских криэйторов. Я не очень верю, что у нас что-то получится без поддержки со стороны властей.

Юлия Сунцева, руководитель креативного кластера «Культурный код»

Наша команда участвовала в стратегической сессии по развитию креативных индустрий Пермского края в  НИУ ВШЭ – Пермь. Мы обсуждали меры поддержки, коллаборации, создание креативных кластеров и объединение ресурсов. У края и Культурного кода совпадает вектор – усилить роль креативных индустрий в экономике страны, создавая благоприятные условия для заработка и реализации творческих людей. Верим, что зародившиеся идеи станут началом реальной дорожной карты развития креативных индустрий Пермского края.

Мальцев Александр Александрович

Александр Мальцев, руководитель Центра прикладной экономики НИУ ВШЭ – Пермь

Мы были удивлены и обрадованы большим числом участников стратегической сессии, активностью представителей креативного бизнеса. Это означает, что тема развития сферы креативных индустрий действительно интересует сообщество. И наша стратегическая сессия стала важным шагом формирования стратегии развития креативной экономики и раскрытия потенциала данной сферы в Пермском крае.