Обуздать стихию: как ИИ интегрируется в учебный процесс в странах мира
Искусственный интеллект постепенно становится незаменимой частью высшего образования. Его используют и студенты, и преподаватели для снижения объема рутинных задач и расширения своих возможностей. Ограничения и перспективы ИИ рассматриваются в докладе «Начало конца или новой эпохи? Эффекты генеративного искусственного интеллекта (ГИИ) в высшем образовании», который вышел в журнале «Современная аналитика образования» под научной редакцией научного руководителя НИУ ВШЭ Ярослава Кузьминова.
Авторы и сами использовали ИИ при подготовке доклада. В частности, ChatGPT помогал анализировать статьи, группировать исследования, структурировать отчет и улучшать качество текста. ИИ — это стихийная инновация, проникающая в самые разные сегменты деятельности университетов, отмечается в докладе. Рост влияния искусственного интеллекта на образование стал экспоненциальным после появления GPT и подобных моделей. Также начиная с 2023 года наблюдается взрывной рост интереса к теме со стороны исследователей. При этом основная исследовательская проблема в том, что ИИ в образовании рассматривают с дуальной точки зрения: «хорошо» — «плохо», «для ученика» — «для учителя».
Ярослав Кузьминов
«Наиболее популярные исследовательские вопросы, находящиеся в состоянии оживленной научной дискуссии: опасен лиИИ для образовательных учреждений как явление и ведет ли это к деградации, нужно ли в целом регулировать использование моделей и где грань их полезного и вредного использования, исчезнет ли профессия учителя? Все эти вопросы действительно часто ставятся отдельно друг от друга, что является упущением: в образовании всегда должны присутствовать две стороны», — отмечает Ярослав Кузьминов.
В докладе эти вопросы рассматриваются в совокупности, чтобы понять совокупный эффект и вклад ИИ в образование.
Авторы доклада выделяют топ стран-лидеров по числу публикаций об использовании ИИ и специфику их тематической направленности. Так, в США чаще всего пишут о внедрении ИИ в программирование, медицинское образование, STEM, а также о борьбе с мошенничеством. Китайских исследователей больше всего интересует академическая честность и инклюзивное образование, развитие ИИ-грамотности. В Великобритании изучают использование ИИ в междисциплинарных исследованиях, креативное письмо. Научный интерес Австралии лежит в области инноваций в обучении, цифровой грамотности, поддержке студентов и преподавателей. Для Испании характерны публикации в сфере использования ИИ для поддержки креативного мышления и языкового обучения. Авторы Индии интересуются развитием инклюзивного дизайна, Малайзии — поддержкой самообучения, Германии — интерактивным обучением.
Распространенность использования ИИ также различается по странам и зависит от особенностей систем образования, уровня цифровых навыков студентов и университетов, а также от уровня владения студентами английским языком. Так, в исследовании авторов из Гонконга показано, что больше 60% студентов использовали ГИИ в учебных целях, для ОАЭ это значение чуть больше 40%, для Ливана — 85%, а для России — примерно 21%.
В литературе широко описаны способы использования ИИ в обучении как преподавателями, так и студентами. Однако большинство работ в этой области носят гипотетический характер или базируются на очень локальном практическом опыте. Значительно меньше работ, опирающихся на большие выборки и продвинутые методы анализа данных. Нередко эмпирические работы заменяют эссе, посвященные рискам применения ИИ. Часть работ содержит рекомендации для образовательной политики, и их доля значительно выше среднего.
При этом большое число исследований фокусируются на вопросах правомерности использования ИИ студентами для выполнения учебных работ. В то время как студенты заинтересованы в том, чтобы эффективно и быстро выполнять учебные задания, улучшая свои навыки применения ИИ, преподаватели стремятся выявлять случаи его использования и при наличии прямого запрета на такое использование привлекать студентов к ответственности. Публикаций, в которых систематически обсуждаются реальные возможности и особенно ограничения ИИ, мало.

«При этом научная дискуссия вокруг ИИ в высшем образовании часто носит спекулятивный характер. Определенная часть авторов имеет неполное или часто даже ошибочное представление о принципах работы ИИ-инструментов, смешивает ГИИ и другие формы ИИ. Многие рекомендации, предлагаемые в литературе, носят недоказательный характер. Зачастую они не предоставляют прикладных инструментов для эффективного внедрения ГИИ в образовательную практику, улучшения пользовательского опыта», — подчеркивается в докладе.
Потенциал ИИ может быть полностью реализован только при условии взвешенного, этически обоснованного и педагогически грамотного подхода к его внедрению, убежден Ярослав Кузьминов.
«Необходимость адаптации учебных программ и методов оценивания, обучение студентов и преподавателей ответственному использованию ГИИ, а также разработка эффективных мер противодействия академическому мошенничеству (или, наоборот, отказ от форм контроля, где академическое мошенничество с применением ГИИ возможно) — все это требует дальнейших исследований и внедрения новых подходов, — отмечает он. — Преподаватели и образовательные учреждения должны активно работать над интеграцией этих технологий, чтобы минимизировать риски и максимизировать выгоды от их применения».
Научный руководитель НИУ ВШЭ полагает, что в дальнейших исследованиях критически важно фокусироваться на разработке конкретных, практически применимых методик интеграции ИИ в учебный процесс с доказанной эффективностью. Необходимо также уделять больше внимания изучению долгосрочных последствий использования ИИ в образовании, а также разработке этических рамок для его применения.