• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Осенняя «весна»: очередное заседание в «Музыкальной шкатулке»

24 октября состоялось заседание клуба «Музыкальная шкатулка», посвященное балету Игоря Стравинского «Весна священная» (“Le Sacre du printemps”).

24 октября состоялось заседание клуба «Музыкальная шкатулка», посвященное балету Игоря Стравинского «Весна священная» (“Le Sacre du printemps”).

Для музыкантов и любителей классической музыки 2013 год – это год Стравинского. Ровно сто лет назад в парижском Théâtre des Champs-Élysées на авеню Монтеня прошла скандальная премьера балета «Весна священная». Изнеженные парижане, мечтающие насладиться романтической и сказочной музыкой в стиле Чайковского и увидеть хореографию в духе Петипа, были ошеломлены и обескуражены: ни музыка И. Стравинского, ни постановка В. Нижинского никак не соответствовали эстетическим канонам. Наступала новая эпоха…

С тех пор минуло сто лет, и «Весна…» наконец-то наступила в Перми. В начале июня 2013 г. «Весна священная» впервые прозвучала со сцены Пермского театра оперы и балета в исполнении оркестра MusicAeterna под управлением Теодора Курентзиса на закрытии «Дягилевских сезонов». В начале октября Курентзис со своим оркестром записал «Весну…» для Sony Classical в Кельне. Это событие стало еще одним поводом послушать и обсудить музыку Стравинского на «Музыкальной шкатулке».

На этот раз в качестве эксперта выступил заведующий кафедрой гуманитарных дисциплин Андрей Александрович Борисов. Он рассказал о своих впечатлениях от первого знакомства с «Весной…» на концерте Леонарда Бернстайна в Ленинграде в конце восьмидесятых. По его словам, именно это произведение Стравинского пробудило в нем интерес к классической музыке.

В чем притягательная сила «Весны священной»? Почему пульс и ритм этой музыки по сей день кажется нам революционным? Каков философский смысл «Весны…»? На эти и другие вопросы пытались ответить участники встречи, слушая «Danse sacrale» в исполнении Владимира Ашкенази, Пьера Монте, Эрнеста Ансерме, Пьера Булеза, а также обсуждая знаменитые балетные постановки в хореографии Вацлава Нижинского (реконструкция М. Ходсон), Пины Бауш и Теро Сааринена.