Альтруизм с точки зрения нейробиологии – почему мы стремимся помогать другим?
В рамках Лектория пермского кампуса Высшей школы экономики состоялась открытая лекция руководителя Центра когнитивных нейронаук, PhD, нейробиолога Софьи Куликовой. Вместе с участниками встречи лектор выяснила, почему в ходе эволюции выжили альтруисты, существует ли ген доброты и какие участки мозга отвечают за то, что мы помогаем другим.
Софья Петровна начала встречу с объяснения вопроса, почему же альтруизм как черта характера сохраняется у человека с точки зрения биологии. Эксперт привела теорию английского биолога Джона Холдейна о том, что, жертвуя собой ради другого человека, мы способствуем выживанию наших генов. У некоторых видов животных и насекомых есть определенная степень альтруизма, например, у пчел.
Но все ли объясняется только генами? И что будет, если общество будет состоять только из альтруистов? Софья Куликова рассказала о серии экспериментов, которые показали, что в этом случае положительное станет отрицательным, поскольку за плохие поступки должно быть справедливое наказание.
В тоже время в нашем мозге есть центры, которые отвечают за сочувствие, – мы можем испытывать более сильный дискомфорт, когда причиняют боль другому человеку, чем нам. И эта черта формируется через обучение с самого раннего детства. При этом эксперименты показывают, что добрые дела могут уменьшать чувство боли. Софья Петровна поделилась также интересным фактом, что ученые до сих пор спорят о том, помогает ли альтруизм в успешном поиске партнера для отношений. Существуют исследования как подтверждающие данный тезис, так и опровергающие его.
Вместе с лектором участники встречи обсудили, что же больше влияет на формирование альтруизма – гены или среда, и пришли к выводу, что данные два фактора одинаково важны. Софья Куликова поделилась результатами исследований американского психолога Г.Ф. Харлоу о том, что главное для новорожденного – это тепло мамы (он проводил эксперименты с обезьянками). И в дальнейшем эта связь влияет на наше желание помогать другим. Так, проводились эксперименты, показывающие, что после употребления теплых напитков люди готовы пожертвовать большую сумму, чем после холодных.
Лекция вызвала огромный интерес у участников: они задавали много уточняющих вопросов и делились мнениями. Кроме того, они могли поучаствовать в эксперименте Центра когнитивных нейронаук о том, что влияет на желание помочь благотворительным фондам и приютам.
Подписывайтесь на рассылку Лектория Высшей школы экономики, чтобы не пропустить новые интересные события!