Названы ключевые для обучения особенности коммуникации преподавателей со студентами
Коммуникативное поведение преподавателей в онлайн-среде и его связь с отношением студентов к обучению изучили профессор департамента иностранных языков Татьяна Пермякова, доцент департамента иностранных языков Екатерина Балезина и старший преподаватель департамента иностранных языков Наталья Ряпина. Статья об исследовании опубликована в журнале «Вопросы образования», а основные тезисы можно прочитать на сайте Skillbox.
Как исследовали коммуникацию преподавателей и студентов
Авторы отмечают, что в зарубежных исследованиях связь коммуникативного поведения преподавателей с ходом и результатами обучения изучена уже достаточно хорошо. Но насколько выводы исследователей из других стран справедливы для российских студентов, пока оставалось неизвестным. Поэтому исследовательницы решили апробировать на российской выборке зарубежные опросники о коммуникации преподавателей и студентов, а также выяснить, какие именно характеристики наиболее важны для обучения.
В исследовании изучалась коммуникация как на синхронных онлайн-классах, так и в асинхронном обучении. То есть рассматривались и устное общение, и переписка по учебным вопросам. Информацию о коммуникативном поведении преподавателей собрали через опрос студентов: в нём участвовали более 400 учащихся из кампуса НИУ ВШЭ в Перми, а также Пермского государственного и Пермского политехнического национальных исследовательских университетов.
В анкете для студентов авторы объединили несколько зарубежных опросников о результатах обучения и об особенностях коммуникации с преподавателями. Например, учащихся спрашивали, понятно ли преподаватель отвечает на вопросы и формулирует задания, как он относится к вопросам и комментариям, как даёт обратную связь о письменных работах и насколько неформально общается со студентами в переписке. Также их просили оценить своё отношение к преподавателю, содержанию курса и требованиям по нему.
Какие выводы сделали ученые
Анализ показал: между тем, как студенты воспринимают поведение преподавателя, и тем, насколько результативным они считают своё обучение, есть связь. Наиболее важными в коммуникациях преподавателя оказались такие факторы:
- ясность поведения, то есть действия, которые обеспечивают точное понимание студентами всех элементов курса;
- открытость в вербальной и невербальной коммуникации — действия, которые приводят к созданию хороших отношений со студентами, формируют у них доверие к преподавателю.
Эти факторы оказались связаны с тем, считают ли студенты курс полезным и готовы ли дальше изучать это направление: чем более ясным и открытым было поведение преподавателя, тем выше учащиеся оценивали и содержание курса. А ещё ясность и открытость усилили готовность студентов следовать рекомендациям преподавателя и выполнять все учебные требования.
Наибольшую роль играет, конечно, ясность поведения — если студентам приходится гадать, что от них требуется на курсе, им вряд ли захочется повторить этот опыт. Но готовность преподавателя к общению тоже оказалась очень важна. Авторы предполагают, что если преподаватель открыт к коммуникации, быстро отвечает на вопросы и поощряет комментарии, то студенты тоже ведут себя на курсе более активно, чаще обсуждают учебные темы и в результате больше из них узнают.
Кроме того, авторы определили, какие именно действия преподавателя отвечают за восприятие его поведения как открытого. Оказалось, что это позитивное отношение к комментариям и вопросам студентов, скорость ответа на вопросы в асинхронном обучении, готовность обсуждать темы, не связанные с курсом напрямую, а также обращение к студентам по именам и использование неформального языка. Однако не все эти составляющие были связаны с результатами обучения: эмодзи, сокращения и эмоциональные восклицания не сделали курс более полезным с точки зрения студентов. Но к преподавателям, которые использовали такие элементы и больше жестикулировали во время синхронных занятий, студенты относились более позитивно.
Более подробно со статьей можно ознакомиться по ссылке.