«Научная карьера дает возможность работать над интересными проектами, сотрудничать с другими специалистами, а также постоянно улучшать навыки и знания»
В пермском кампусе НИУ ВШЭ работают несколько крупных научно-учебных лабораторий и центров. Студенты бакалавриата и магистратуры могут выбрать подходящее направление в науке и развиваться в нем. Стажеры-исследователи научных лабораторий в интервью порталу поделились, почему они выбрали академическую траекторию, какими исследованиями занимаются и что их привлекает в науке.
Центр когнитивных нейронаук: Стажер-исследователь
«Я официально работаю стажёром с июля 2023 года. Первоначальной целью было получить первый опыт работы и попробовать себя в науке. Однако я не могла не чувствовать особенный интерес к поставленным задачам. Для того чтобы соответствовать коллегам и справляться с работой, приходится постоянно учиться, так что можно сказать, что работа в лаборатории дала мне цель для развития, направление – куда двигаться.
Помимо исследовательских задач, я также занимаюсь организационными вопросами, исполняю обязанности менеджера. В основном в рамках их я осуществляю коммуникацию с другими работниками НИУ ВШЭ и ответственна за поддержание актуальной информации на сайте лаборатории, публикации информации о регулярных семинарах. Касаемо исследовательской деятельности, на данный момент я принимаю участие в проекте по изучению механизмов распределения внимания при обучении чтению нотного письма. Это относительно новый проект лаборатории, поэтому сейчас все, и я в том числе, сосредоточены на сборе и подготовке данных для исследования.
Несмотря на то, что работа в лаборатории является моим первым опытом, я также успела пройти стажировку на предприятии. После этого я осознала, что мне тяжело выполнять однотипные задания, хочется пробовать новые методы и чувствовать вызов. По сути это именно то, что может предложить наука – проблема, которую надо решить, исследовать. Можно использовать различные подходы, придумывать новые.
С самого начала работы мне нравилась нейроэкономика как направление, изучающее процесс принятия решений. Но недавно я смогла побывать на международном форуме, посвященном нейронаукам. По сути, это форум, где можно встретить доклад по любому направлению. Именно после посещения форума мне начали нравиться и нейропсихология, и нейроинженерия. Авторитеты в науке для меня – это Роберт Сапольски, Джон Троянковски, Крис Фрит, Вячеслав Дубынин, и конечно же, руководитель нашего центра Софья Петровна Куликова.
В моих планах продолжить образование в магистратуре, параллельно проводить исследования в центре. Я хочу специализироваться на искусственном интеллекте и машинном обучении, областях, которые сейчас становятся популярными и востребованными не только среди IT, но и в науке».
НУЛ учебных корпусов: Стажер-исследователь
«Я работаю в научно-учебной лаборатории уже третий год. Это позволяет мне изучать методы анализа текстов, работать с различными языковыми данными и регулярно участвовать в научных конференциях. Сейчас я работаю с выдачей данных письменных корпусов проектных предложений студентов НИУ ВШЭ, в частности анализирую употребление лексических единиц, который снижают категоричность высказываний.
Я выбрала научную траекторию профессионального развития, потому что ценю возможность учиться и развиваться в своей области. Научная работа позволяет мне глубже понимать мир вокруг себя и расширять кругозор. Кроме того, научная карьера дает возможность работать над интересными проектами, сотрудничать с другими специалистами, а также постоянно улучшать навыки и знания.
В будущем планирую продолжать исследования, связанные с маркерами, которые снижают категоричность. Буду фокусироваться не только на студенческом письменном корпусе, а также на корпусе экспертных исследовательских статей, чтобы сделать больше выводов, рассмотреть сходства и различия употребления лексических единиц».
Международная лаборатория экономики нематериальных активов: Стажер-исследователь
«Я работаю стажером в лаборатории почти два календарных года. Когда я подавался, думал о том, что это отличная возможность развить навыки, подышать духом академии ещё немного перед тем, как уйти в индустрию. Однако со временем я стал больше проникаться как исследовательской работой, так и форматом жизни, который она позволяет. Свобода – это то, к чему человек тянется, и это именно то, что даёт работа в лаборатории. Здесь ты гораздо меньше ограничен рамками: просто ищи тему по душе – и исследуй. При этом твой коллектив гораздо шире, чем просто лаборатория. Это исследователи со всей страны, со всего мира. Этому ощущению способствует как мышление и особенности работы, присущие научной деятельности, так и реальная возможность обзаводиться новыми знакомствами благодаря конференциям и прочим мероприятиям, и, к счастью, Вышка понимает этот аспект и выделяет бюджет на мобильность!
Меня также очень привлекает возможность, я бы даже сказал необходимость, непрерывной учёбы. Постоянно возникают задачи, требующие новых навыков, будь то метод обработки данных, который лучше всего подходит для ответа на исследовательский вопрос, или же создание чат-бота для телеграма/веб-приложения как способ предоставить людям доступ к результатам работы лаборатории. Редко появляется ощущение рутины, всегда есть что-то новенькое, что-то интересное!
В данный момент я занимаюсь несколькими исследованиями в разных областях – это и поиск эффектов цифровизации российских компаний, и изучение эффективности государственной поддержки, собираю данные для грядущего исследования по спорту. Есть и мысли провести самостоятельные исследования с другими стажерами, в частности изучить ценообразование игровых предметов!
В противовес тому, что думает большинство об экономике, это не просто что-то бухгалтерское, это многогранная наука, изучающая распределение благ, эффективную организацию производства и т.д. Наработки можно перенести на множество областей, именно поэтому существуют отдельные дисциплины – экономика спорта, экономика впечатлений и т.д. Для меня же экономика всегда была в первую очередь наукой о принятии решений. Интересно находить через применение моделей ответ, к чему и как приходят люди. С этим связана моя любовь к поведенческой экономике, экономической психологии, а также и к связанному с ними пласту открытий в областях когнитивной и социальной психологии: первая поясняет то, как наш мозг воспринимает мир, вторая – как мы взаимодействуем друг с другом. Через призму психологии происходит понимание поведенческих аспектов нашей жизни. Пара из множества вопросов, на которые я постоянно ищу ответ для себя: 1) почему люди порой поступают, как кажется, нерационально, действуя себе в ущерб? 2) почему мы предпочитаем жить настоящим, забывая о будущем?
Ответы, которые имеются в моем арсенале, хоть и отнюдь не полные, но позволяют смотреть на этот мир шире, а на свои исследования – с разных сторон. Если говорить об авторитетах в науке, то для меня это, безусловно, Ричард Талер, Даниэль Канеман.
В будущем я надеюсь привнести и свою лепту в область поведенческой экономики. В данный момент, однако, я в большей степени занимаюсь иными темами, связанными с экономическими эффектами цифровизации, и здесь мне довольно сложно выделить какие-то фигуры, так как экономика цифровизации больше завязана на применении уже существующих экономических теорий в новом контексте.
В планах на будущее начать преподавать, инициировать больше научных исследований, реализовывать свои проекты внутри Вышки. Мне хотелось бы стать популяризатором науки, так как результаты многих исследований, как и экономическая наука в целом, не получают должного внимания».
«В Центре когнитивных нейронаук я работаю чуть меньше года. Попала туда можно сказать случайно. После пары по дисциплине «Поведенческая экономика», которую вела Софья Петровна Куликова, подошла к ней и спросила, есть ли у неё на примете интересные проекты для участия. Оказалось, что буквально на днях должен открыться Центр когнитивных нейронаук, куда активно искали стажеров. Я тут же отправила заявку, и меня взяли!
Сейчас в центре я работаю над тремя проектами. В первом помогаю анализировать данные для выявления факторов готовности платить за мед. Во втором мы с коллегами разрабатываем алгоритм для автоматического определения и классификации очагов инсульта на снимках МРТ. И, наконец, третий, совсем свежий проект связан с восприятием музыки у детей разного возраста. Коллеги сделали специальную программу, сейчас ходим в музыкальные школы и опрашиваем детей, это очень необычно и безумно интересно!
Я, если честно, не думала, что окажусь в лаборатории с нейротематикой, так как получаю образование экономиста. Однако в экономике мне больше всего нравятся дисциплины, связанные с анализом данных и алгоритмами. Оказывается, в нейронауке этого очень много, причём в нетривиальных форматах!
На данный момент стажировка в лаборатории позволяет мне помогать создавать новые знания и делиться ими (а ещё чувствовать себя полезной). Кроме того, я рада, что познакомилась и подружилась с сотрудниками лаборатории, они безумно многоранные, профессиональные и творческие!
Кузьмичева Елизавета Владимировна