• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

С Днем студента, пермская Вышка!

С Днем студента, пермская Вышка!

© Высшая школа экономики в Перми/ фото Матвей Ефименко

25 января в России отмечают День студента – Татьянин день. В 1755 году императрица Елизавета Петровна в этот день подписала указ «Об учреждении Московского университета», а официально праздник утвержден в 2005 году указом президента РФ. Мы поинтересовались у преподавателей, научных сотрудников и студентов – какие традиции для них важны в студенчестве и какие помогают успешно сдавать экзамены.

Шадрина Елена Витальевна

Елена Шадрина, заместитель директора по науке

Студенчество – удивительная пора: ты взрослый, свободный, все впереди и целых пять лет для того, чтобы узнать то, что интересно и чем будешь заниматься в жизни! Ты уже взрослый, но в то же время, еще под заботливым крылом родителей. И все твои усилия направлены на себя. Поздравляю всех студентов и желаю им ценить это время и наслаждаться им!

Когда я была студентом, во время сессии мне папа всегда приносил шоколадку, говорил, что для подпитки ума, и все экзамены сдавала успешно. Сейчас я своему ребенку, когда он волнуется перед экзаменами, покупаю шоколадку, и это своего рода талисман: к экзамену подготовился, волшебная шоколадка есть, значит, все будет успешно.

Молодчик Мария Анатольевна

Мария Молодчик, профессор департамента экономики и финансов, старший научный сотрудник МЛЭНА

Студенчество – это, наверное, самая прекрасная пора! У меня так сложилась судьба, что я успела поучиться в разных группах и направлениях. Поступив на электротехнический факультет, я в полной мере прочувствовала, что такое мало спать всей группой, чтобы только выучить и сдать физику. Помню, как мы стояли перед кабинетом в день экзамена, и увидели медленно приближающего одногруппника, он шел очень осторожно, как во сне. Мы спросили его, что случилось. И он ответил: «Все хорошо, просто боюсь расплескать знания». 

Перейдя на экономическое направление, я увидела как можно совмещать работу и учебу, ставя в приоритет первое. У экономистов в политехе главный девиз был – не забыть вовремя прийти на экзамен и на месте сообразить, что надо ответить. Обучаясь в австрийском университете, я увидела два отличия. Во-первых, решение об университетском образовании принималось более осознанно, во-вторых, учиться можно было до 35 лет, то есть не было никаких ограничений в виде 4-летнего или 5-летнего срока. Для получения диплома важно просто сдать определенное количество экзаменов. 

Но во всех трех случаях дух студенчества был одним – чудесным образом совмещать учебу, работу и личную жизнь, испытывать острый прилив адреналина во время экзаменов и разделять бурную радость с одногруппниками после успешно сданной сессии! Всех причастных с Днем студента!

Полина Кузьмина, руководитель hse crew

Сессия — особенный период для каждого студента. не секрет, что все мы волнуемся перед экзаменами, поэтому для меня основной задачей является снять тревогу, препятствующую хорошей сдаче экзамена. Метод, который работает у меня всегда, чтобы снять волнение, — это посмеяться!Пообщаться и пошутить с одногруппниками на отвлечённые темы перед самим экзаменом — залог моего спокойствия на нём, вне зависимости от того, сложный он или нет. А ещё мне в какой-то степени нравится романтизировать атмосферу, которая складывается перед сложнейшими устными экзаменами. Двадцать человек в коридоре, у всех — тонна конспектов, ноутбуки, вода, легкие перекусы. все друг другу помогают разобраться с трудными темами, поддерживают и, конечно, смех. Смех — ключ к спокойствию и уверенности!

Еще есть традиция не спать в ночь перед экзаменом, но она далеко не всегда работает в положительную сторону, поэтому стараюсь наоборот выспаться и хорошо поесть перед экзаменом: куда легче идти на него в хорошем физическом самочувствии, чем мечтать поспать во время сдачи.

Кощеев Дмитрий Александрович

Дмитрий Кощеев, старший преподаватель департамента менеджмента

На первом году обучения в аспирантуре во время подготовки к экзамену по философии мы слушали данный курс в стенах старейшего корпуса госуниверситета. При этом занятия проходили довольно поздно, заканчиваясь около, а то и после 10 вечера. Когда мы уходили из корпуса, там не оставалась ни души, кроме охраны на первом этаже. Это было довольно необычное ощущение, когда ты идёшь по пустым коридорам, среди пустых аудиторий,  не везде горит свет, а за окном на небо высыпали звёзды. Тогда-то в нашу группу как-то сама собой просочилась местная легенда о призраке «Белого студента».  Говорят, что основана она на реальной истории молодого человека, который в начале 1980 годов не смог сдать философию и от отчаяния повесился, а потом в историческом корпусе стали встречать его призрак. По всему университету ходило поверье, что если  увидеть его хотя бы раз, то уже никогда не сумеешь сдать этот предмет.

Легенда передавалась из уст в уста, над ней смеялись, но только, чем ближе подходила дата экзамена, тем меньше находилось охотников покидать этот корпус позже других или отлучаться куда-то в одиночку. Дошло до того, что даже с пар стали уходить все вместе. При этом каждый понимал, что «белый студент» – всего лишь легенда, но одновременно что-то внутри перекрикивало голос разума, задавая один и тот же вопрос – «А вдруг…?».  

Смирнова Елизавета Александровна

Елизавета Смирнова, доцент департамента иностранных языков, академический руководитель образовательной программы «Иностранные языки и межкультурная коммуникация в бизнесе»

Я всегда начинала готовиться к экзаменам заранее и никогда особенно не нервничала. Накануне экзамена всегда старалась выспаться, чтобы прийти в университет со свежей головой. Но был один экзамен, который особенно запомнился. Это было на третьем курсе, сдавали лексикологию. Сложный предмет, много билетов и самое страшное – до крайности строгий преподаватель. И вот, накануне экзамена, несмотря на несколько дней беспрерывных занятий, у меня чувство, что я ничего не знаю и обязательно завалю. Вечером спрашиваю маму в шутку: «Скажи, какой билет мне попадется?», она называет номер. Я повторяю этот билет еще раз и потом снова утром. И что вы думаете? Именно его я и вытащила на экзамене! Провала не состоялось.

Куликова Софья Петровна

Софья Куликова, руководитель Центра когнитивных нейронаук

Наверное, я не буду оригинальной, если скажу, что у нас перед экзаменами часто «звали халяву». Но не всё студенты разделяли принципы «халявы», особенно аспиранты, которые часто вели семинары у студентов, и они старались испортить этот ритуал, прокричав в ответ  – «Халявы не будет». Если услышишь такое во время призыва, то знай, её точно не будет – и экзаменатор будет самый строгий, и билет самый сложный, и дополнительные вопросы по всему курсу. Поэтому для меня самой лучшей приметой хорошей сдачи экзамена были все выученные заранее билеты. А ещё никогда не покупала заранее билеты домой. Только после того как в зачетке была поставлена последняя оценка в семестре. Боялась, что билет может пропасть, хотя на пересдаче ни разу не была.

Зато с одним зачетом вышла очень забавная история. Сдавали динамику космического полета. Учебник старый, в нем опечаток много, а конспекты тоже получились неудачными: рисунки маленькие, то там, то здесь не так формулы переписала. Как тут готовиться – непонятно. А вокруг все ходят довольные, кого ни спроси – уже половину билетов выучили. Спросила одного из знакомых – как учите, где материал берете? Он и говорит, что в сети лежат фотографии чьих-то конспектов, вот по ним весь курс и учит. Дал ссылку. Открыла и увидела, что это... фотографии моих собственных ужасных конспектов. До сих пор не знаю, ни кто их сфотографировал, ни как хоть кто-то смог по ним хоть что-то разобрать.

Санникова Елена Андреевна

Елена Санникова, начальник отдела организации и сопровождения проектной деятельности, наставник трека «Управление проектами» магистратуры «Управление развитием бизнеса»

Я выпускница Вышки, и, конечно, добрые и вдохновляющие традиции у нас были. Я с особенным трепетом вспоминаю неординарную традицию Елены Анатольевны Смольяниной, когда мы на английском изучали традиционные праздники для англоговорящих стран. В ноябре, когда силы на исходе и кажется, что до зимней сессии ты просто не дотянешь, это яркий фейерверк эмоций и новые знания. Мы всерьез готовились: учили тексты песен, узнавали идиомы и придумывали наряды. Именно на тех парах английский перестал быть важной, но тяжелой задачей для меня. Он стал живой возможностью узнать новое и понять, прочувстовать, полюбить людей другой культуры. Спасибо за эту теплую традицию и чудесные воспоминания о студенчестве!

Анна Спешилова, студентка образовательной программы «Иностранные языки и межкультурная коммуникация в бизнесе»

Я заранее тщательно планирую свое время после сессии, куда пойду (покупаю билетик в музей, театр, кино), планирую встречи с друзьями и обязательно закупаюсь книгами – вот это реально уже почти как ритуал, но я это как-то неосознанно делаю, просто мне нравится покупать книги. Безусловно, после сессии я в таком состоянии, что хочется просто лежать и в потолок посмотреть, но возможности такой нет, все же уже куплено и спланировано, приходится приступать к реализации задуманного. Мне правда это позволяет быстрее восстановить силы, чем если бы я просто отдыхала и лежала дома, хотя, признаюсь, и на «полежать и посмотреть сериальчики» у меня тоже отдельно выделено время.

А ещё меня так радует сама идея того, что я запланировала, я ж планирую только то, что правда хочу успеть сделать, поэтому тщательно проработанная концепция приближающейся отдыха меня и вдохновляет, и поддерживает, а ещё позволяет справиться с подготовкой к даже самым невероятным экзаменам.

Мыльников Леонид Александрович

Леонид Мыльников, заведующий Научно-учебной лабораторией междисциплинарных эмпирических исследований

Период моего обучения в вузе попал на 1990-е годы. Мы много учились и мало думали о праздниках, особенно на первых курсах. Считалось, что если ты закончил 3-й курс, то уже наверняка тебя не отчислят и можно где-то, может быть, уже не так усердно отнестись к заданиям. Во время обучения, в отличие от сегодняшних студентов, мы работали с литературой в читальных залах библиотек, задерживались после занятий до позднего вечера в компьютерных классах для выполнения заданий, на экзаменах тянули билеты, готовились на бумаге, пользуясь только тем, что удалось запомнить и понять, и отвечали устно. Однако, как и сегодняшние студенты, мы искренне надеялись на то, что каждому из нас повезет на экзаменах и зачетах. Считалось, что если накануне экзамена ночью выйти на балкон раскрыть зачетную книжку на нужной странице и крикнуть – «Халява, приди!» – то это привлечет удачу.  

Хотел бы поздравить всех студентов с праздником, быть усердными и пожелать удачи на экзаменах, интересных заданий и впечатляющих результатов в исследовательской работе!

Прозументик Кирилл Витальевич

Кирилл Прозументик, преподаватель кафедры гуманитарных дисциплин

Хочу рассказать о том, как я понял для себя, что такое настоящий День студента. Этот день мне очень запомнился. Как ни странно, дело было летом, точнее, это была летняя сессия. Нашей группе предстоял страшный устный экзамен по весьма мудреной философской дисциплине, и мы все – к тому моменту нас оставалось в группе человек восемь – очень и очень тревожились. Экзамен начался ровно в девять утра и закончился… ровно в девять вечера. Преподаватель на время экзамена чудесным образом превратился в intellectus purus – «чистый дух»: он ни разу не покинул аудиторию и даже не вставал со своего места, явив собой удивительный пример аскетизма и преданности своей науке. На долю каждого студента выпало часа полтора, не меньше! Позволив студенту кратко ответить на вопросы из билета, преподаватель начинал всестороннюю диагностику студенческой способности суждения – увлекательную и одновременно беспощадную беседу на темы из истории философии, науки, религии, искусства и литературы.

Поразительно, но спустя столько лет я могу воспроизвести каждую деталь этой беседы. Какую я получил тогда оценку, пожалуй, умолчу, да это и не так важно. Скажу только, что благодаря абсолютно сократической манере экзаменатора мне удалось вспомнить даже то, чего я совершенно не знал. Поэтому для меня день студента – это когда ты всю ночь готовишься к экзамену, а потом весь день сдаешь его так, чтобы запомнить на всю жизнь.

Алина Замялова, студентка образовательной программы «Иностранные языки и межкультурная коммуникация в бизнесе»

Да, у нас есть свои традиции, которые, считается, помогут сдать экзамен на отлично – например, положить 5 рублей под пятку или кричать «Халява, приди!» в ночь перед экзаменом.

Зарипова Юлия Олеговна

Юлия Зарипова, наставник трека «Smart-маркетинг» магистратуры «Управление развитием бизнеса»

Особенных традиций и примет, насколько я помню, не было. Главный рецепт успеха при сдаче экзаменов в Вышке — это должный уровень подготовки. А вот по поводу «празднования» отличных оценок у меня совет найдется. Во время сессий мы часто забывали, как важно отмечать каждую победу, каждый сданный проект. Именно эти счастливые моменты сейчас с особой теплотой вспоминаются при встрече с однокурсниками. Был случай, когда мы запланировали празднование 10 баллов за одну важную контрольную точку, освободили вечер, но именно в этот день нам задали масштабное групповое домашнее задание. Силы воли хватило, чтобы за пару часов выполнить все, что нужно, отметить прошлую победу, а на следующее утро снова получить «отлично». Теперь я уверена, наши трудоспособные студенты могут все!

Исмакаева Илиана Дамировна

Илиана Исмакаева, старший преподаватель кафедры гуманитарных дисциплин, академический руководитель магистратуры «Цифровые методы в гуманитарных науках»

Студенческие годы – самый яркий и запоминающийся период в жизни любого человека. Конечно, у нас было множество примет и традиций, связанных с успешной сдачей экзаменов и зачетов. Например, мы верили, что перед экзаменом нельзя мыть голову и стричь волосы, считалось, что это может «смыть» знания, которые пригодятся на экзамене, в ночь перед экзаменом обязательно рекомендовалось положить под подушку конспекты, тянуть билет левой рукой, положить пятак под левую пятку, чтобы получить отличную оценку. Вряд ли всё это способствовало успешной сдаче экзамена (а иногда и могло помешать, ведь на конспектах совсем неудобно спать), но тем не менее придавало некую уверенность и спокойствие. 

Ещё одной приметой во время нашей учёбы в университете (я училась в Пермском государственном  национальном исследовательском университете) была встреча перед экзаменом с котом Марсиком, который жил в нашем корпусе, это тоже приносило удачу.

Кашин Дмитрий Викторович

Дмитрий Кашин, старший преподаватель департамента менеджмента, начальник отдела международного сотрудничества

В студенческие годы у меня не было особенных традиций и примет для успешной сдачи экзамена, хотя помню, что у сокурсников такие временами были: кто-то ходил на сложные экзамены только в белой рубашке, бывало, что ребята вытягивали всегда только самый крайний билет на столе и это приносило им удачу, а некоторые одногруппники входили в аудиторию только восьмыми, девятыми или десятыми, чтобы получить отличные оценки. Порой это действительно работало, но как по мне, у меня была такая традиция – готовиться к экзаменам в любое время суток, но не ночью. Вспоминая учебу от бакалавриата до аспирантуры, не было ни одного экзамена, чтобы я готовился к нему до утра – всегда старался начать усиленно готовиться за пару дней и успеть все до позднего вечера. Возможно, именно распределение времени и планирование нагрузки и помогли мне успешно окончить все ступени высшего образования в Вышке.

Глушков Александр Владимирович

Александр Глушков, доцент кафедры гуманитарных дисциплин

По правде говоря, никаких особенных традиций во времена студенчества у нас не было. Но обо всех стандартных студенческих приметах и ритуалах, сложившихся задолго до нас, мы с однокурсниками, безусловно, знали. О том, например, что накануне экзамена голову лучше не мыть. А еще, если в полночь перед экзаменом открыть окно и с открытой зачеткой крикнуть – «Халява, ловись!», тебе обязательно повезет. Зачетки, в которые преподаватели своей рукой ставили оценки или зачеты, у нас, конечно, были. Только я не уверен, что кто-то таким образом испытывал удачу на практике. Больше помогали зубрежка и тщательная подготовка каждого билета.

Вспоминаю, что студенческий билет после получения на 1 курспе необходимо было «обмыть», и некоторые понимали это буквально. Что делать с первой стипендией тоже, думается, объяснять не надо. Свои традиции были и у преподавателей. Некоторые из преподавателей-мужчин накануне и в период сессии, а у нас она длилась минимум две недели, категорически отказывались бриться. 

Думаю, что студенты остаются студентами во все времена, и большая часть из того, что практиковалось и 15 лет назад, и в советское время, до сих пор остается актуальным.

Анастасия Ощепкова, студентка образовательной программы «История»

В этот новый год на устные экзамены мы ходили в праздничных красных шапках, а после сессии всем курсом  отмечали  ее конец. Многие даже специально брали билеты домой на попозже, чтобы успеть на встречу.Последнее мероприятие уже стало традицией.