Современные «российские Иерусалимы»: в НИУ ВШЭ – Пермь состоялся круглый стол «Российские сакральные территории в исторической ретроспективе: пространственная и архитектурная семиотика»
В рамках круглого стола «Российские сакральные территории в исторической ретроспективе: пространственная и архитектурная семиотика» было представлено 8 докладов ученых из 6 городов России и Беларуси. Главный акцент сделан на современные тенденции в изучении такого феномена, как «российские Иерусалимы».
Круглый стол открыл доклад доцента Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета Андрея Лотменцева о новых археологических библейских находках в районе Иерусалима. Среди последних находок докладчик выделил артефакты из слоновой кости, тирские шекели, масличный пресс, надписи, относящиеся к царям Езекии и Манассии и многие другие.
Алексей Сиверцев, профессор университета Де Поля, осветил процесс формирования текста города Иерусалима и изобретение городского пространства в эллинистический период. Исследование было проведено на большом количестве текстовых и археологических данных. В докладе Алексей Михайлович подробно рассказал о списке источников и работе с ними.
Аспирант Санкт-Петербургский институт истории РАН Алексей Бокатов представил в своем выступлении библейскую топонимику и топографию Санкт-Петербурга. Он рассмотрел 8 библейских мест в культурной столице, среди которых были Часовня Гроба Господня, Иорданская лестница, крыльцо и пруд, Иерихонский лабиринт и другие.
Алла Конёнкова, доцент Российского государственного университета им. А.Н. Косыгина, в своем докладе подчеркнула, что изучение образа Святой Земли и отражение ее образа на русской земле является одной из важнейших тем нашего духовного существования. Идею изучения Иерусалимов на российской территории продолжила младший научный сотрудник Омского государственного университета им. Ф.М. Достоевского Элиза Григорян. Она осветила такие метафоры Сибирских Иерусалимов, как Каинск, Енисейск, Биробиджан и другие. Опыт исследования феномена эксперт классифицировала в общей таблице, включающей Сибирские, Забайкальские и Дальневосточные Иерусалимы.
Организатор круглого стола и магистрант «Цифровых методов в гуманитарных науках» Михаил Шаповалов представил цифровую карту «российских Иерусалимов». На карте выделено четыре слоя: метафора Иерусалимов, образ Иерусалима, топонимика и пространственные копии. Проект реализуется совместно со студентами разных направлений Вышки (история, градостроительство, Digital Humanities) из Перми, Москвы и Санкт-Петербурга при поддержке конкурса командных исследовательских проектов студентов «Научная инициатива».
Завершил круглый стол доклад доцента Белорусского государственного университета Дмитрия Шевелёва о «Иерусалиме в палестинской “контекстуальной теологии”». В докладе он рассмотрел палестинскую теологию освобождения и ее основные течения.
Михаил Шаповалов, кандидат исторических наук, магистрант 2 курса программы «Цифровые методы в гуманитарных науках»
Круглый стол был посвящен такому интересному культурно-историческому феномену как «Новые» или «российские» Иерусалимы. При этом тема изучения святоземельной топоники, процесса создания копий Иерусалима и святых мест не нова, например, в России академиком А.М. Лидовым была разработана специальная методология «иеротопия» для изучения данного феномена. В то же время на данном круглом столе нам хотелось поднять вопросы изучения , процесс конструирования которых мы можем наблюдать сегодня в реальном времени. Зафиксировать этот процесс, дать ему в первом приближении объяснение, мне кажется, остается важной научной задачей.
Мой доклад на круглом столе был посвящен опыту создания цифровой карты «российских Иерусалимов», которую мы с коллегами разрабатывали в рамках проекта «Научная инициатива» ВШЭ. Можно сказать, что круглый стол состоялся, почти за три часа мы заслушали и обсудили в дружеской обстановке восемь докладов исследователей из шести городов.
Андрей Лотменцев, доцент Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета
Хотелось бы поблагодарить организаторов круглого стола и в первую очередь Михаила Сергеевича Шаповалова за отличную организацию, творческую атмосферу, широкий круг выступающих. Подобные мероприятия дают новый импульс к работе и содействуют развитию изучаемых тем, поиску новых подходов.
Мое впечатление, что в отличие от других конференций, особенностью данного круглого стола была общность и тесная связь участников, обусловленная единством научных интересов. Я в своем выступлении коснулся последних достижений в археологии Иерусалима, в частности для периода Второго храма. Другие докладчики затронули вопросы о выявлении сакральных территорий и объектов в РФ, связанных с Иерусалимом, в частности в Москве, Петербурге и даже небольших сибирских городах.
Дмитрий Шевелёв, доцент Белорусского государственного университета
Хотел бы поблагодарить за возможность участвовать в круглом столе и за само мероприятие. Могу сказать, что мне очень понравилось, атмосфера было непринужденной, дружеской, и при этом академической. Кажется, следует продолжать проведение «круглых столов» по данной проблематике, которая находится на стыке исторических дисциплин (медиевистики, истории Церкви, палестиноведения и т.д.) и новой digital humanities.
Мой доклад был посвящен палестинской теологии освобождения и месту Иерусалима в предложениях, которые последователи теологии освобождения высказывают по поводу урегулирования палестинской проблемы.
Илиана Исмакаева, старший преподаватель кафедры гуманитарных дисциплин, академический руководитель программы «Цифровые методы в гуманитарных науках»
Сакральные территории всегда играли важную роль в истории и культуре любого народа. Они являются не только местами поклонения и религиозных обрядов, но и обладают особым символическим значением, связью с прошлыми поколениями и духовными ценностями. Многоаспектность проблематики подтверждается составом участников круглого стола и докладами. С историками, культурологами, филологами и специалистами из других областей мы обсудили как расположение и форма сакральных объектов влияют на восприятие их посетителями и жителями, как образы сакральных территорий формируются в социальных медиа, а также перспективность применения методов и подходов Digital Humanities для изучения данной проблематики.
Круглый стол прошел в рамках проекта Михаила Шаповалова «Цифровая карта “российских Иерусалимов”: пространственная и архитектурная семиотика» при поддержке конкурс командных исследовательских проектов студентов «Научная инициатива».