• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
  • НИУ ВШЭ в Перми
  • Новости
  • «Съемки фильма – это целое искусство, которое требует творческого подхода и колоссального труда каждого члена команды»

«Съемки фильма – это целое искусство, которое требует творческого подхода и колоссального труда каждого члена команды»

Важную часть обучения программы Центра бизнес-образования НИУ ВШЭ – Пермь в партнерстве с АНО «Пермская кинокомиссия» «Продюсирование в сфере кинопроизводства» составляет практика. Слушатели прошли стажировку на съемочных площадках, познакомились с организацией киносъемочного процесса, функционалом специалистов и поделились с нами впечатлениями.

Наталья Савина,
слушатель программы «Продюсирование в сфере кинопроизводства»

Мои впечатления о неделе, проведенной на съемочной площадке фильма «Пальма-2». Это был мой первый опыт работы в полнометражным фильме, и я не могу скрыть, что чувствую некоторую грусть от того, что все закончилось. За эти несколько дней я получила огромное количество новых знаний и познакомилась с замечательными людьми. Наблюдая за работой большой команды, я поняла, как важно, чтобы каждый был на своем месте и все части механизма работали слаженно. Это впечатляющее зрелище! 
 
Такой опыт дал мне крылья, и я почувствовала еще больше интереса к кинематографии. Съемки фильма – это целое искусство, которое требует творческого подхода и колоссального труда каждого члена команды. Я очень благодарна за возможность погрузиться в эту атмосферу и научиться чему-то новому. И хотя эта неделя пролетела быстро, она оставила в моем сердце незабываемые воспоминания. Я уверена, что это только начало моего пути в киноиндустрии, и я буду стремиться к новым достижениям.

Николай Бабушкин,
слушатель программы «Продюсирование в сфере кинопроизводства»

Путь от трудностей в светлое будущее, путь продюсера кино...

Поучаствовать в съемках фильма – мечта большинства мальчишек и девчонок. Мне же удалось пройти весь путь от первой смены до последней двадцать третьей игрового художественного фильма, и на это ушло полтора месяца. 

Участие в фильме в составе съемочной команды можно для впервые попавших на площадку условно разделить на первую неделю, вторую, третью и последнюю. А теперь немного по порядку.

Первая неделя фильма из проекта была проверкой на готовность, готовность брать на себя ответственность, готовность быть в команде и, как ни странно, готовность изменяться. Именно в первую неделю проверяются все твои личные качества, ведь съемки в кино – это 12 часов официальная смена, в графике шесть рабочих/один выходной день.

И все бы ничего, но (!) по факту в первую неделю мы зачастую спали от 3-х до 5-ти часов в день, и это немного непривычно, но если есть цель, то можно всего добиться. На данном этапе мы потеряли одного человека, но он был заменен день в день, и проект даже не заметил замены.

По окончании первой недели мне удалось вырваться домой, вечером уложить детей спать, спуститься на кухню, заварить любимый чай и немного помолчать с супругой, да, было непривычно. От физической нагрузки? От малого количества часов сна?

Нет, физическая нагрузка далась легко, сведение мышц по ночам в первую неделю лишь вызывало улыбку. Когда в два ночи на кровати тебя сворачивало в бараний рог во время сна, ты просыпался со слезами на глазах и смехом. Единственное, в этот момент ты пытался удержаться от резких движений, включений света и походок по комнате в гостинице, на соседней кровати через проход лежал молодой напарник по учебе, и ему было как минимум непривычно, но он гордо не подавал виду. Для меня же физическая нагрузка как любителя природы и активного бездорожья (джипера) была чем-то обыденным, разве немного подзабытым.

Нет, малое количества сна, как ни странно, не было сильной проблемой. Компенсировалось оно активными действиями в течение дня и да, достаточным количеством покушать, настолько, что начал прибавлять в весе. Да, было тяжело начинать, начинать все заново с нуля, и знаю, многие добившиеся высот, не могут переступить эту черту. Вчера ты был директором, большим человеком, а сегодня ты на первой ступени, несешь нелегкую палатку, и если это легко, то вот первый ранг – стажера по иерархии, это, мягко говоря, для руководителя в прошлом – смерти подобно. И первая неделя именно такая, ломающая, ты можешь сдаться – выйти из проекта, ты можешь смириться и навсегда остаться на первой ступени, или ты можешь это принимать как есть – стажировка и первая ступень к профессии продюсер кино.

Вторая неделя проекта переломная. На второй неделе физическая нагрузка и сон уже вошли в твой ритм, и ты больше не обращаешь на эти моменты внимания, перед тобой стоит выбор – смириться и делать все на автоматизме или вспомнить зачем ты здесь.

Третья неделя была для меня неким решением вопросов или возвращением к истокам, цели. Зачем здесь, почему здесь, для чего здесь. И начиная с этой недели, уже не просто выполнял текущие задачи по проекту в качестве стажера, а активно обращал внимание на будущую профессию продюсера. С этой недели проект пошел своим чередом, успев же в выходные вырваться на учебу, понял окончательно съемки фильма – это замечательно (!).

Последняя неделя проекта была максимально легкой и комфортной, прошла практически незаметно, все процессы отточены, взаимодействие налажено. В этот момент на автомате, не задумываясь, выполняешь все действия и с большей скоростью, а сам в голове уже держишь лекции с преподавателями – командой Bazelevs и Высшей школой экономики, которые будут практически сразу после окончания проекта.

И немного лирики. Съемочный период фильма «Втроем», по словам старожилов кино (участников команды), был максимально комфортным по всем параметрам, и это тот проект, что точно вошел в шорт-лист проектов, которые не хочется отпускать и не хотелось бы, чтобы он заканчивался.

И, конечно, проект и какой он – это люди, и не просто люди – продюсеры, стоит отметить безукоризненную работу наших исполнительных продюсеров Наталью Фролову и Артема Подкорытова. Наталья, проходя мимо, могла поднять тебе настроение на день парой фраз и всегда была готова к диалогу, Артем же человек.... Очень редко мне трудно подобрать слова, и это тот редкий исключительный случай...

Артём – человек проекта, человек кино, он есть всегда, он есть в каждом из нас, в каждом члене съемочной команды. Каким-то незримым образом заходя на проект, ты получаешь частичку этого человека, и именно эта незримая частичка сближает всех на площадке. В действительно сложные моменты у него есть чутье продюсера, он материализовался в нужном месте, нужное время, и первый принимал участие в решении сложных вопросов, вопросах жизни человека, жизни фильма...

Съемки завершены, стажировка закончилась, передо мной чистый лист, чистый лист будущей карьеры в кино. Да, у меня нет предложений по выходу на работу от Bazelevs или Свердловской киностудии, но искренне благодарен всем и в первую очередь Лале Рустамовой (Кинокомпания Bazelevs) за текущую учебу на курсе продюсирование в кино, Ирен Ванидовской (Кинокомпания Bazelevs) за стажировку на фестивале «Медвежонок», Артему Подкорытову (Свердловская киностудия) за стажировку на фильме «Втроем».

И мне искренне хотелось бы верить, что все только начинается, и мне, как будущему участнику киноиндустрии, получится сделать мир хоть чуточку лучше.

P.S. Мое утреннее фото с последней смены, до конечной фразы режиссера – «Стоп, фильм снят», остается восемь часов.

Кирилл Сасунов,
слушатель программы «Продюсирование в сфере кинопроизводства»

Я проходил практику на съемках фильма «Втроем». Съемки были в Перми, Губахе, Чусовом и его окрестностях. Основное, что дает практика, это понимание структуры съемочной группы: какие есть цеха и чем они занимаются, а также понимание, как выстраивается съемочный процесс. На занятиях мы разбирали это, но все равно оставалось ощущение, что съемки это что-то далекое и непонятное, а практика дает возможность самому посмотреть и разобраться во всем. Также я бы отметил, что теоретическая подготовка, которая нам давалась, в итоге помогла очень быстро вникнуть в необходимые процессы и стать полноценным членом команды. 

Уникальный курс «Продюсирование в сфере кинопроизводства» специально для Перми разработала генеральный продюсер кинокомпании Bazelevs Лала Рустамова. За 9 месяцев обучения студенты получили базовые знания, необходимые каждому продюсеру: познакомились с основами драматургии и историей кино, научились планировать бюджет, определять эффективные сроки производства, находить финансирование на реализацию проекта, использовать для продвижения инструменты маркетинга и PR. Все преподаватели – известные и востребованные в сфере кино специалисты. Лекции пермским студентам прочитали: генеральный продюсер кинокомпании Bazelevs Лала Рустамова, креативный продюсер игровых и документальных фильмов (киностудия им. М.Горького, Марс Медиа, НИИ Киноискусства) Андрей Апостолов, продюсер фестивалей и менеджер по лицензированию кинотеатральной продукции Виктория Репникова и другие. В начале декабря состоятся итоговые экзамены, при успешной их сдаче выпускники получат диплом о профессиональной переподготовке НИУ ВШЭ.