• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
  • НИУ ВШЭ в Перми
  • Новости
  • Широкие возможности корпусных исследований – в пермском кампусе НИУ ВШЭ прошел второй симпозиум по корпусной лингвистике

Широкие возможности корпусных исследований – в пермском кампусе НИУ ВШЭ прошел второй симпозиум по корпусной лингвистике

В симпозиуме «Корпусная лингвистика и дискурс-анализ» принимали участие представители кампусов Высшей школы экономики – из Москвы, Нижнего Новгорода, Перми, а также Петрозаводска, Беларуси, Казахстана, Армении. Ученые поделились результатами исследований в области изучения академического дискурса, создания словарей, обсудили актуальные проблемы и возможности использования корпусов.  Организатором симпозиума выступил департамент иностранных языков НИУ ВШЭ – Пермь.

В рамках пленарного заседания доцент Школы лингвистики НИУ ВШЭ Наталия Слюсарь на практических примерах рассказала о преимуществах корпусного и экспериментального методов исследований. Так, эксперимент позволят учесть социолингвистические факторы (гендер, возраст, уровень образования и т.п.), а корпусный метод предпочтителен для больших массивов данных и с помощью него можно установить частоту и вариации употребления терминов (слов) в текстах разных эпох и жанров. 

Доцент кафедры немецкого и французского языков Института иностранных языков ПетрГУ Ирина Котюрова представила подробный обзор учебного корпуса, который разработан в университете, – корпус аннотированных студенческих текстов на немецком и французском языках ПАКТ. Ирина Аврамовна показала, какие маркеры данных можно проанализировать в рамках корпуса и как их использовать для повышения эффективности обучения. В системе учитывается 91 тип ошибок, 7 классов, 3 степени грубости ошибок и т.п. На основании этих данных можно с помощью инструментов образовательной аналитики (дэшбордов) рассмотреть динамику обучения отдельного студента или целой группы, типы наиболее часто встречаемых ошибок и т.п. 

Доцент Школы лингвистики НИУ ВШЭ Радослава Трнавац в своем выступлении раскрыла классификацию, семантику и дискурсивные функции наречно-прилагательных сочетаний в английском языке. 

Вторую часть симпозиума открыл доклад академического руководителя образовательной программы «Иностранные языки и межкультурная коммуникация в бизнесе», научного сотрудника НУЛ учебных корпусов НИУ ВШЭ Елизаветы Смирновой. Елизавета Александровна представила результаты многомерного анализа академической письменной речи профессиональных авторов и учащихся. Многомерный анализ текстов производился по 6 различным измерениям: удалось установить значимые различия между профессиональными авторами и учащимися в текстах по разным направлениям.

В докладе доцента департамента фундаментальной и прикладной лингвистики НИУ ВШЭ – Нижний Новгород Маргариты Климовой и стажера-исследователя НУЛ учебных корпусов НИУ ВШЭ Марии Гараевой с помощью корпусных методов были установлены наиболее частотные ошибки при использовании дискурсивных маркеров противопоставления в студенческих эссе. Отдельное внимание в исследовании было уделено семантике использования маркера «but».

Доцент департамента иностранных языков НИУ ВШЭ – Пермь Дмитрий Туляков в своем выступлении сравнил использование риторических шагов в аннотациях к студенческим проектам ВКР и заявкам на предпринимательские гранты. Оказалось, что в аннотациях профессионалов риторические шаги более сбалансированы по всей аннотации, тогда как студенты большее внимание уделяют описанию цели проекта.

Аспирант, ассистент департамента иностранных языков НИУ ВШЭ – Пермь Никита Маткин представил опыт автоматического анализа городских сообществ в социальной сети ВКонтакте. В рамках исследования были выделены наиболее актуальные темы для каждого города и подсчитано соотношение тональностей. Данный метод можно использовать для выявления наиболее «слабых» мест в контентной политике администраций.

В докладе доцента департамента иностранных языков, руководителя Зеркальной лаборатории «Индустриальная культура: цифровые решения для исследовательской экосистемы» НИУ ВШЭ – Пермь Лилии Пантелеевой был продемонстрирован опыт создания и разметки корпуса шахтерских нарративов. В корпус входят расшифрованные интервью с шахтерами Пермского края и Сахалинской области. Для тематической разметки разработан подробный классификатор, позволяющий выделять различные микротемы.

В завершающем симпозиум выступлении доцента Школы лингвистики НИУ ВШЭ Эдуарда Клышинского был подробно описан опыт создания словаря глагольного управления на основе данных корпуса русского языка. Например, выявлены различные формы глагольного управления. Полученный словарь может быть использован при обучении иностранных студентов, оценке языковых моделей и в лингвистических исследованиях.

Трнавац Радослава

Радослава Трнавац, доцент Школы лингвистики НИУ ВШЭ

Симпозиум по корпусной лингвистике – одно из редких мероприятий, где мне понравились все доклады, и я бы не сталa выделять какой-то конкретный. Одним из результатов мероприятия является потенциальный совместный проект двух лабораторий учебных корпусов в Перми и Москве на создание тегера по многомерному анализу на русском языке на основе модели Дугласа Бибера.

Ирина Котюрова, доцент кафедры немецкого и французского языка Института иностранных языков ПетрГУ

Все доклады были мне интересны, хотя они касались самых разных аспектов корпусных исследований. Разнообразие затронутых на симпозиуме тем подчеркнуло широкие возможности лингвистических корпусов для исследований в самых разных областях: и в антропологии, и в линводидактике, и в урбанистических и стилистических исследованиях и т.д.

Я благодарна ВШЭ за возможность очного присутствия на симпозиуме, потому что ценность таких форумов заключается не только и даже не столько в знаниях, получаемых во время докладов, но еще и в общении до и после этих докладов. Само по себе нахождение в поле единомышленников дает мне новые импульсы для научной деятельности. Я почерпнула много интересного для себя из общения с коллегами из ВШЭ, например, я открыла для себя инструменты фиксации задержки внимания при чтении. Это натолкнуло меня на новые идеи исследований на базе разрабатываемого в моем университете корпуса ПАКТ. Кроме того, я полюбила сам город: я впечатлена его широтой, чистотой и красотой и тронута радушием его жителей.

Смирнова Елизавета Александровна

Елизавета Смирнова, академический руководитель образовательной программы «Иностранные языки и межкультурная коммуникация в бизнесе», научный сотрудник Научно-учебной лаборатории учебных корпусов НИУ ВШЭ

Симпозиум получился очень насыщенным и продуктивным. В этом году тематика докладов была весьма разнообразной как с точки зрения изучаемых данных, так и с точки зрения методов: коллеги представили работы, посвященные изучению академических тестов, постов в социальных  сетях, шахтерских нарративов. Из доклада Наталии Анатольевны Слюсарь было чрезвычайно интересно узнать об экспериментах в корпусной лингвистике, а Эдуард Клышинский поделился опытом создания словаря на основе корпусных данных. Я очень рада, что симпозиум вызвал большой интерес у коллег далеко за пределами нашего университета и даже страны. Гибридный формат мероприятия позволил принять в нем участие коллегам из Беларуси, Казахстана, Армении. Здорово, что в мероприятии приняли участие и студенты, надеюсь, для них это станет стимулом к развитию в научной сфере. Я бы хотела, чтобы наш симпозиум по корпусной лингвистике стал ежегодным мероприятием, а пермская Вышка стала одним из важных научных центров в данной области.

Климова Маргарита Андреевна

Маргарита Климова, доцент департамента фундаментальной и прикладной лингвистики НИУ ВШЭ – Нижний Новгород

Я очень рада участвовать в семинаре по корпусной лингвистике и видеть как он развивается. Гибридный формат в этом году позволил привлечь больше докладчиков и слушателей, а темы докладов, на мой взгляд, стали более разнообразными, затронув и несколько языков, и различные направления лингвистики и гуманитарных наук. Благодарю организаторов за возможность убедиться на замечательных примерах, что корпусная лингвистика представляет обширный материал и методологию как для теоретических, так и для прикладных исследований.

Пантелеева Лилия Михайловна

Лилия Пантелеева, доцент департамента иностранных языков, руководитель Зеркальной лаборатории «Индустриальная культура: цифровые решения для исследовательской экосистемы» НИУ ВШЭ – Пермь

Обсуждение вопросов корпусной лингвистики — одно из передовых направлений в междисциплинарных направлениях гуманитарного знания. Очень закономерно, что представленные на симпозиуме доклады относились к разным межпредметным областям, источником информации в которых является текст и язык.
Большинство докладов носило прикладной характер, они были посвящены созданию и разработке корпусов, формированию баз данных. Результаты этих исследований могут быть применены в преподавании иностранных языков, переводческой деятельности, проектной работе.
Мне наиболее понравился доклад к. тех. н. Эдуарда Станиславовича Клышинского о создании словаря глагольного управления. Лексикографическая работа, основанная на больших данных, представляет собой крайне надежный и перспективный способ сбора и представления результатов. Автор показал, что для решения частных научных проблем не всегда возможна и плодотворна опора на такие популярные собрания, как национальные корпусы. Конкретные исследовательские цели влекут за собой конкретный материал и способ его обработки, а это значит, что количество корпусов в будущем будет только увеличиваться.

Омарова Нурият Омаровна

Нурият Омарова, стажер-исследователь Научно-учебной лаборатории учебных корпусов НИУ ВШЭ

Я помогала с организацией мероприятия, а также была слушателем. Уже второй год я посещаю данный симпозиум и могу сказать, что с каждым годом мне все больше нравится данное мероприятие. Во-первых, за год я стала лучше понимать суть корпусной лингвистики и ее важность. Во-вторых, в этом году мне самой предстоит провести исследование, которым я сейчас активно занимаюсь. И для меня прослушивание исследований в сфере корпусной лингвистики от профессионалов, которые уже имеют огромный опыт, является ценной информацией, которая помогает понять как лучше выстроить ход исследования, какие этапы должны быть и многие другие детали исследования, на которые стоит обратить внимание.

Даже несмотря на то, что симпозиум был по корпусной лингвистике, доклады очень сильно отличались друг от друга, поэтому сложно выделить мой любимый. Могу сказать, что ближе всего для меня был доклад Ирины Аврамовны, которая рассказывала про учебный корпус в ПетрГУ. Для меня было очень интересно посмотреть на это исследование и со стороны студента, и со стороны преподавателя. В данном учебном корпусе студенты могут сами выгружать письменные работы и преподаватели могут посмотреть тип ошибок, которые студенты совершили. После исследования самой захотелось проверить весь функционал учебного корпуса и выложить свою письменную работу. Поэтому я жду расширения функционала этого учебного корпуса и возможности публикации работ студентов других вузов.

Колосова Олеся Андреевна

Олеся Колосова, стажер-исследователь Научно-учебной лаборатории учебных корпусов НИУ ВШЭ

В этом году мне посчастливилось побывать второй раз на лингвистическом симпозиуме в качестве слушателя. Все доклады были посвящены разным проблемам. Как стажеру-исследователю мне было не только полезно, но и интересно погрузиться в научную среду, узнать о новых для меня методах в исследованиях по корпусной лингвистике. Одним из наиболее запомнившихся выступлений стал доклад Котюровой Ирины Аврамовны, которая рассказала о корпусе студенческих работ и перспективах его использования в педагогической практике.

Хотелось бы отметить значимость этого мероприятия. После прослушивания всех докладов у меня осталось много пищи для размышлений. Также симпозиум как точка пересечения научных интересов помог докладчикам установить друг с другом диалог, поделиться опытом и взять что-то себе на заметку. Большое спасибо организаторам данного мероприятия! Положительные впечатления остались не только от выступлений спикеров, но и от организации в целом. Надеюсь, что в следующем году мне вновь представится возможность принять участие в симпозиуме.