• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Подведены итоги работы Университетско-школьного кластера в 2023 году

21 октября в НИУ ВШЭ – Пермь прошел заключительный очный семинар для 150 учителей в рамках XV этапа деятельности Университетско-школьного кластера. Проект реализуется НИУ ВШЭ – Пермь по заказу министерства образования и науки Пермского края с 2009 года. В 2023 году содержание деятельности кластера было направлено на развитие цифровых компетенций у учителей математики, английского языка, истории и обществознания с учетом актуальных требований к цифровизации школьного образования.

«Университетско-школьный кластер» – инновационная сетевая форма сотрудничества университета и общеобразовательных организаций, созданная в целях повышения качества школьного образования через совершенствование профессиональной компетентности учителей в персонализированном формате под руководством профессорско-преподавательского состава вузов с применением специальной цифровой платформы. В 2023 году в состав кластера вошли 64 школы Перми и Пермского края.

Цель деятельности Университетско-школьного кластера в 2023 году – повышение квалификации учителей Пермского края, направленное на освоение современных цифровых технологий и инструментов для разработки и презентации предметного образовательного контента, размещаемого в открытой цифровой образовательной системе Библиотека ЭПОС. Объем каждой программы составил 108 часов.

В структуре кластера работали 3 проектных онлайн-мастерских учителей математики, английского языка, истории и обществознания, внутри которых участники были разделены на сетевые проектные команды. Каждая команда разработала цифровой образовательный продукт (ЦОП), содержащий либо электронные сценарии уроков, созданные средствами цифровых инструментов, либо инновационные системы тематических контрольных материалов, или сборники цифровых интерактивных упражнений/ заданий/ игр.

28 цифровых образовательных продуктов
презентовали на заключительном семинаре проектные команды учителей и получили высокие оценки коллег
+ 16% в среднем прирост показателей
показал итоговый мониторинг цифровых компетенций учителей кластера

Повышение квалификации в формате кластера помогло учителям расширить знания и навыки в области цифровизации образования, получить новую информацию о современных цифровых программах, платформах и цифровых ресурсах для использования в работе, познакомиться с возможностями библиотеки ЭПОС для представления наработанного опыта.

Результатами деятельности учителей в формате кластера в 2023 г. стали следующие:

повысился уровень цифровой грамотности педагогов;

повысился уровень сформированности ИКТ-компетенций педагогов;

выросла доля учителей (от общего количества участников «Университетско-школьного кластера»), которые уверенно используют цифровые технологии в своей педагогической деятельности.

На заключительном очном семинаре учителя заполнили анонимный рефлексивный опросник по результатам деятельности в формате кластера: оценили параметры эффективности проекта по 10-балльной шкале:

  • стремление повысить уровень сформированности профессиональных цифровых компетенций и навыков – средняя оценка равна 9,2 баллам,
  • степень мотивированности (заинтересованности, осознанной необходимости) на участие в данном проекте – ср. 8,6 балла,
  • возможность использования учебно-методических материалов, размещенных на сайте Кластера – ср. 8,9 балла,
  • работа в проектной команде по разработке цифрового образовательного продукта, взаимодействие с коллегами и обмен профессиональным опытом – 8,7 баллов,
  • качество дистанционного взаимодействия с тьюторами онлайн-мастерской на специальном сайте кластера – ср. 9,1 балла,
  • повышение уровня цифровой грамотности, уверенного использования цифровых технологий в своей педагогической деятельности – 8,4 балла,
  • интерес и практическая значимость программ повышения квалификации – 8,9 балла.

Кимерлинг Анна Семеновна

Анна Кимерлинг, доцент кафедры гуманитарных дисциплин

Мы каждый год предлагаем учителям новые уроки с разнообразными цифровыми продуктами. В этот раз участникам кластера было нелегко, но они успешно с работой в командах справились. Половина проектов наших учителей попала в публикацию сборника, это новшество – и в этом еще состоит отличие обучения в 2023 году. Базой сборника стала не тема урока, а тот цифровой продукт, который лег в основу разработки. 

Формат, в котором мы работали, оптимально подходил для режима онлайн, потому что участники кластера могли сразу попробовать на практике цифровые продукты. Если у них что-то не получалось, подключившись через платформу Webinar.ru, они могли показать преподавателям экран своего компьютера, и мы во время занятий сразу все объясняли. Это была продуктивная работа. 

Максим Мартюшев, учитель истории школы № 135 (г. Пермь)

Это была прекрасная работа в дистанционном формате, и хотелось, чтобы эту инициативу подхватили. Не всегда получается присутствовать очно, а так возможность повысить свои знания, квалификацию, метод преподавания становится доступной для всех. Спасибо, это прекрасно!

Полина Давыденко, учитель истории Юго-Камской средней школы

Я первый раз участвую в Университетско-школьном кластере. Мне понравилось, что это работа командой, познакомилась с новыми коллегами. Мы обменялись знаниями, объединили их и получили очень хороший результат. Точно буду участвовать в следующем году!

Александра Ощепкова, учитель истории Юго-Камской средней школы

Я проходила обучение в кластере в прошлом году, и когда узнала о возможности снова поучиться в 2023 году, сразу же записалась. В прошлом году изучала обществознание, сейчас решила немного изменить траекторию, проработать разные компетенции. Из преимуществ хочу отметить дистанционный формат – задания можно выполнять, не отрываясь от уроков, это экономит время. Кроме того, за время обучения прорабатываешь и методику, и цифровые компетенции. Это полезно. 

Плотникова Евгения Григорьевна

Евгения Плотникова, профессор кафедры информационных технологий в бизнесе

Мы создавали образовательный контент на разных цифровых платформах, соответственно, их изучали. Например, по определенной учебной теме были представлены интерактивные задания и видео, презентации, викторины, квесты и т.п. Учителя сами выбирали платформу и вид контента, разрабатывали продукт, чтобы потом применять на занятиях в школе. 

Ольга Башкирцева, учитель математики школы № 3 (г. Березники)

Мне понравилось, что кураторы поддерживают, отвечают на вопросы своевременно, помогают. Подача материала интересная, изучаются актуальные темы, то, что сейчас необходимо в работе учителя. 

Мария Широглазова, учитель математики школы № 1 (г. Очер)

Я молодой специалист, поэтому принимала участие в работе Университетско-школьного кластера первый раз. Впечатления от обучения остались только хорошие, много получила новых знаний, буду применять на практике. Удобный формат занятий – семинары проходили онлайн и в субботу, это у нас нерабочий день. Все было отлично! В следующем году тоже планирую участвовать.

Ольга Савченко, учитель математики (г. Пермь)

Формат обучения в кластере очень комфортный – у нас были и очные занятия, то есть мы могли увидеть друг друга, и онлайн. Знаний и умений, конечно, прибавилось, новые платформы и цифровые возможности узнала, которые буду применять в работе с ребятами. 

Муртазина Полина Александровна

Полина Муртазина, старший преподаватель департамента иностранных языков

Каждый год на заключительном семинаре я убеждаюсь в важности и актуальности нашего проекта. Прежде всего, польза его в том, что программа постоянно обновляется, мы предлагаем новые ресурсы. Если учителя будут использовать хотя бы пару-тройку методик в работе, от этого уроки только выиграют. Со своей стороны мы понимаем, как живет школа, что меняется.

Участники кластера также могут общаться друг с другом, делиться опытом, продолжить сотрудничество и плодотворную работу и после обучения. И самое главное, это образовательные продукты, которые стали результатом огромной командной работы. Это тот вклад, который Университетско-школьный кластер вносит в образование региона. Учителя других школ Пермского края смогут ими пользоваться, чтобы наше будущее поколение было чуточку умнее и креативнее. 

Наталья Кылосова, учитель английского языка Школы инженерной мысли (г. Пермь)

Наша школа участвует в работе Университетско-школьного кластера не первый год, учителя по разным предметам проходили обучение. Мне очень понравилось, что нас познакомили с новыми ресурсами, преподаватели сами учатся и нам помогают. Наш продукт, который мы разработали в команде, и проекты других команд, несомненно, пригодятся в дальнейшей работе. 

С Высшей школой экономики мы работаем не первый год – участвуем в олимпиаде ПРОФИ, проходим курсы повышения квалификации, всегда все на высшем уровне. 

Ольга Митракова, учитель английского языка школы № 8 (г. Красновишерск)

В работе Университетско-школьного кластера мы участвуем уже несколько лет. Мне изначально было страшно подступаться к цифровым образовательным продуктам и платформам, но преподаватели очень доступно все объясняли, отвечали на все вопросы, можно сказать, «вели нас за руку». И уже осенью мне стало легко, интересно, и эти наработки буду обязательно использовать на уроках. 

Из рефлексивных опросников учителей по результатам обучения в кластере в 2023 г.:

  • Современно, доступно, информативно, действительно повысили квалификацию, улучшили навыки владения цифровыми ресурсами.
  • Не надо выезжать в Пермь, работа не страдает, в субботу потрудились, а в воскресенье можно заняться домашними делами и готовить уроки к понедельнику. Очень удобно!!!
  • Новая информация, знания, полученные в формате Кластера, имеют огромное значение в работе учителя.
  • Благодаря работе в кластере я познакомилась с платформами, которые помогают облегчить работу учителя. Сейчас я их активно использую.
  • Впервые участвовала в создании общего цифрового продукта, педагоги из разных школ и городов, но всё получилось, познакомилась с новыми интерактивными платформами.
  • Знакомство с новыми цифровыми платформами, полезными ресурсами, знакомство с проектами других команд - то, что можно применять в своей практике.
  • Новый инструментарий для работы. Новые методы преподавания. Всё подавалось чётко и легко усвояемо, что способствует пониманию всеми возрастными группами.
  • Минимальные транспортные и временные издержки, заинтересованные тьюторы, готовые помочь, развитие икт-компетенции, возможность публикации.
  • Дистанционный формат работы, удобство выполнения заданий, интересный формат заданий.
  • Для меня было открытием то множество сайтов для создания интерактивных заданий и уроков с их применением.
  • Актуальность, доступность, занимательность.
  • Возможность познакомиться с различными платформами и использовать в работе именно понравившиеся и удобные лично каждому. А также возможность создания собственного продукта с использованием полученных ресурсов.
  • Очень много нового и полезного узнала для своей работы.