Студенты-историки на раскопках нашли керамические сосуды, которые помогут установить, чем питались древние жители края
Студенты бакалаврской программы «История» НИУ ВШЭ – Пермь вернулись с археологических раскопок. В течение двух недель ребята совместно со студентами из ПГНИУ вели работу на Малослудском городище и в его окрестностях. Студентам удалось найти три развала керамических сосудов, которые помогут определить, чем питались древние жители Пермского края. Химики ПГНИУ проведут необходимые для этого анализы.
Сопровождал студентов академический руководитель программы «История» Виталий Мингалев. Он отметил, что археологическая практика — важная часть образовательного процесса, которая позволяет применить полученные теоретические знания.
Виталий Мингалев, академический руководитель образовательной программы «История»
Совместное исследование со студентами-историками из ПГНИУ заложит основу для дружбы и, возможно, дальнейшей научной коллаборации. Традиционно наши исследования направлены в первую очередь не на поиск артефактов, а на отбор проб и образцов для дальнейшей обработки их в лабораториях — мы восстанавливаем климат нач. I тыс. н.э., агрокультуру, систему ведения хозяйства, особенности фортификации и систему ее технического обслуживания, лепидный анализ позволяет нам сказать, чем питались древние жители Прикамья. Именно последнее является важным нововведением этого года. Наша исследовательская команда вступила в коллаборацию с химиками из ПГНИУ, которые готовы провести данные анализы. Но ранее откопанная керамика, которая была тщательно отмыта, не годится. Нужны были керамические сосуды, которые взяты «in situ» с землей из сосудов. Нам повезло — во время раскопок было выявлено три развала керамических сосудов. Студенты приобрели опыт в археологических раскопках, загар, новые навыки, мышцы и новых друзей.
Дмитрий Герасимов, образовательная программа «История», 3-й курс
На практике было классно! Еда на костре, душ в речке, руки в мозолях. Моя практика в первый день: подхожу к старшим с каждым откопанным камешком и спрашиваю, не керамика ли это. Во второй день уже отличал обмазку печи от глины. В третий день уже выступал бывалым экспертом для новичков — знал, как отличить венчик горшка от кривого камня. Считаю, что практика пошла на ура. Нам удалось найти много керамики, фрагментов горшков и обмазки. (Сундук с кладом так и не нашли, поэтому продолжу ходить в вуз). Совет для будущих практикантов: наносите крем от загара, подписывайте свои тарелки, берите походный стульчик
Анастасия Бородина, образовательная программа «История», 5-й курс
Это был мой третий раз на археологических раскопках и вторая практика в Пермском крае, поэтому я знала, чего ждать, и была ко всему готова. В этом году практика прошла для меня легко и с большим удовольствием. К четвертому курсу я начала ценить возможность уехать в лес, остаться без связи, жить на природе в окружении хороших людей и заниматься исключительно физическим трудом — это помогает по-настоящему отдохнуть и отключить голову, хотя порой в моменте кажется, что кидать землю восемь часов в день — это скорее наказание, нежели отдых.
Мы разбили три раскопа, нашли достаточно много керамики, в том числе с орнаментом, исследовали ямы и обнаружили конструкцию, которая предположительно могла быть погребом, и нашли там макроостатки углистого слоя. Для меня на практике самое большое удовольствие — это поесть после тяжелой работы и сходить поплавать и помыться в реке, а вечером провести время у костра за разговорами. Археологическая практика для меня — это не только физический труд и учеба, но и возможность изолироваться от мира и отдохнуть, а также научиться общаться с людьми, с которыми раньше не доводилось взаимодействовать
Мингалев Виталий Викторович
Кафедра гуманитарных дисциплин (Пермь): Старший преподаватель