• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
  • НИУ ВШЭ в Перми
  • Новости
  • Магистранты программы «Цифровые методы в гуманитарных науках» рассказали о том, чем занимаются DH-специалисты

Магистранты программы «Цифровые методы в гуманитарных науках» рассказали о том, чем занимаются DH-специалисты

Магистранты программы «Цифровые методы в гуманитарных науках» рассказали о том, чем занимаются DH-специалисты

© Высшая школа экономики

Магистерская программа «Цифровые методы в гуманитарных науках» – это возможность совместить интерес к гуманитарным наукам с инструментарием IT-технологий. Мы поговорили с магистрантами 1 курса о том, кто такой DH-специалист, кто и с какими ожиданиями поступает на программу.

Какими навыками обладают DH-специалисты

Екатерина Кузьмина:

В современном мире это направление все больше набирает обороты, с каждым годом появляется множество исследований и методов цифровизации. Каждый цифровой гуманитарий должен понимать, что такое ГИС, корпусная лингвистика, графы, базы данных и многое другое. А также где они применяются, для решения каких задач. Такой специалист может участвовать в проектах по созданию виртуальных музеев, оцифровке древних рукописей, разработке программ искусственного интеллекта для анализа литературных текстов и прочее. В этой области довольно много методов, так что сложно быть универсальным специалистом, который может использовать все методы одинаково хорошо.

Анастасия Михайлова:

Что отличает DH-специалиста от классических историков или филологов? В первую очередь, это понимание того, что такое Digital Humanities. Если спросить классического историка о Digital History, то в лучшем случае он что-то об этом слышал, но вряд ли он полностью представляет многообразие исследований и методов, используемых в этой области. Поэтому первое и главное знание, которое требует постоянного обновления, – это «насмотренность» в предметном поле DH. Никакой отдельный технический или теоретический навык не заменит понимания того, какие исследования ведутся и какие методы используются сегодня и как это делалось ранее. DH-специалист должен посещать конференции, научные школы, прослушивать доклады коллег и читать публикации, чтобы быть в курсе последних тенденций в своей области. Это позволит реализовывать проекты эффективнее и избегать банальности.

Оксана Хамицевич:

В первую очередь, гуманитарий, приходящий в Digital Humanities, должен обладать высоким уровнем компьютерной грамотности, так как цифровые методы, которые существенно меняют наши отношения с источниками и результатами исследований в исследовательском процессе, дают возможность увидеть детали, которые невозможно заметить при классическом изучении, и, соответственно, задать новые вопросы. В наши дни, как мне кажется, цифровые технологии переходят из статуса технического средства, облегчающего получение знания и служащего только для визуализации, в статус инструмента, меняющего сам ход производства знания.

Кирилл Филинков:

Я бы относился к цифровым навыкам как к модулям, которые можно выбирать по принципу необходимости. То есть базово, конечно, цифровой гуманитарий должен понимать какую-либо науку из категории «humanities» и обладать какими-то цифровыми навыками, но выбор инструмента скорее остаётся за самим специалистом в виду того, что лишь он знает специфику своей задачи, и только исходя из неё, он может выбрать, каким образом её решать.

Михаил Шаповалов: 

Каждый DH специалист представляет собой уникальную мозаику, собранную из разных умений и навыков работы с разными инструментами (не нужно забывать, что часть инструментов цифровые гуманитарии создают сами под свои потребности), при этом эта мозаика помещена в некоторую общую методологическую рамку, которая собственно и позволяет говорить о такой предметной области, как DH.

Чем занимаются студенты DH-магистратуры

Виктория Герасимова:

Иудаика (она же Jewish Studies) – в значительной степени малоподвижная и консервативная междисциплинарная область, с довольно предсказуемым набором тем, источников и способов их интерпретации. Тем интереснее наблюдать за тем, как в эту область проникают DH-исследования. Если еще год-два назад речь шла исключительно о базах данных, электронных архивах и цифровой палеографии, то сегодня идеи о реализации проектов в области иудаики с использованием цифровых подходов слышны отовсюду. Стоит подчеркнуть, что говорят о них люди далекие от DH, имеющие о нем лишь отдаленное представление. В их понимании для реализации DH проекта необходимо найти неких «специалистов» из IT и составить для них техническое задание, объяснив в нем задачи исследования. 

Такой подход, конечно, имеет право на существование, но, на мой взгляд, не слишком удачен, поскольку предполагает дистанцию между исследователем и «техническим специалистом», которому нужно выдать задание и совершенно не предполагает, что сам исследователь будет вовлечен в реализацию цифровой части проекта. 

Михаил Шаповалов:

Для моих научных интересов DH открывает новые перспективы. В одном абзаце попробую описать ту ситуацию, которая сложилась в российском палестиноведении на сегодняшний момент. Российское палестиноведение традиционно рассматривало и рассматривает паломничество на Святую землю, прежде всего, в рамках политической и церковной истории. Но данный фокус исследований на сегодняшний день оказался если не исчерпанным, то требующим серьезного дополнения, изменения оптики исследования. Выход за рамки политической истории, дальнейшее продуктивное развитие палестиноведения 3.0 (термин Каиль М.В.) связывается современными учеными, прежде всего, с цифровым и антропологическим научными поворотами. Важность и востребованность цифрового поворота в российском палестиноведнии связана с работой исследователей с большими данными. До 10 тысяч паломников, отправляющихся ежегодно из России на Святую землю в конце XIX – начале XX вв., оставили после себя значительный пласт массовых источников: списки паломников и членов «Императорского Православного Палестинского Общества» (ИППО), данные о пожертвованиях, о проживающих на русских постройках и т.п. Все это требует подключения количественных и цифровых методов анализа, таких, например, как просопографический метод (с таким предложением уже выступала в 2019 г. исследователь М.Ю. Нечаева).

Майя Андреева:

Год обучения по программе «Цифровые методы в гуманитарных науках» стал для меня периодом, в котором я смогла найти новое и обозначить для себя ближайшие зоны развития. Мой образовательный и профессиональный опыт в определенные моменты позволял мне ощущать себя сильнее, а в некоторые моменты слабее. И как итог года, я понимаю, что полученные знания становятся той почвой, на которой при правильном «уходе» может вырасти ценное знание. Определившись на проектном семинаре с темой проекта «Vocal like local», я понимаю, что передо мной в процессе реализации встанут как минимум вопросы обработки и презентации полученных данных, создания базы данных языковых акцентов. Проект пока имеет статус исследовательского и поэтому увидеть его в дальнейшей перспективе весьма непросто, но я уверена, что уже знаю как провести то или иное исследование в момент, когда оно станет актуально.

Анастасия Дудова:

В этом году я работаю над курсовым проектом под названием «Визуальный язык городского пространства Перми: советские вывески». Вывески – такая же визуальная часть города, как памятники или архитектура. Поэтому нам необходимо рассмотреть визуальный образ города через вывески, а я в качестве периода выбрала именно советский период, что позволит широко проанализировать изменения. Для такого исследования я использую оцифрованные архивные материалы: документы и фотографии. После сбора необходимой информации из источников потребуется использовать геоинформационные технологии для нанесения оцифрованных фотографий на карту, чтобы в дальнейшем разметить собранные данные, а также создать базу данных для хранения и исследования полученной информации. Без таких компьютерных инструментов из области Digital humanities получилось бы только собрать информацию и провести теоретическое исследование без какой-либо визуализации или упорядочивания сведений. 

Поэтому для меня Digital Humanities – это мощный и перспективный инструмент для исследования не только истории, но и литературы, культуры и языков, который открывает новые возможности для анализа данных и создания новых смыслов исторических событий. 

Кто учится на программе

Виктория Герасимова:

Мой личный опыт в DH начался не с общего любопытства о цифровых методах в гуманитарном знании, а с желания совершенствовать умения и навыки в собственной профессиональной деятельности. Моя ситуация выглядела довольно типично. Поступив в магистратуру, я встретилась со студентами 2,5 типов: 

1. Такие же, как я, гуманитарии в поиске новых оптик и умений для применения в уже существующей профессиональной деятельности;

2. Представители негуманитарных областей, которых тянет к гуманитариям (прежде всего IT-специалисты, математики, физики и т.д.), владеющие в значительной степени цифровыми навыками, но без опыта применениях их в гуманитарной сфере; 

И наконец, 2,5 – осознанные «DH-специалисты» – немногочисленная группа преимущественно очень молодых студентов, которые изначально выбирали цифровые исследования в гуманитарных науках в качестве своей профессии.

В 2023 году на магистерской программе «Цифровые методы в гуманитарных науках» предусмотрено 10 бюджетных мест, 10 платных мест, 3 платных места для иностранных граждан.

Есть два варианта поступления:

  • по результатам конкурса портфолио,
  • по результатам олимпиад студентов и выпускников («Высшая лига», «Я – профессионал», «Профи-край»).

Подробно о траектории поступления читайте здесь. Документы можно подать до 25 июля (до 18:00 по пермскому времени) через личный кабинет.

20 и 21 июля проходят интерактивные онлайн-встречи с преподавателями и студентами программы. Подробности и регистрация. 

Вопросы, связанные с поступлением и обучением в магистратуре «Цифровые методы в гуманитарных науках», задавайте академическому руководителю Илиане Дамировне Исмакаевой через специальную форму.