Есть ли ответы на кадровые вопросы? – Екатерина Загороднова приняла участие в круглом столе «РБК Пермь»
На площадке «РБК Пермь» прошел круглый стол, посвященный дефициту кадров в регионе. Эксперты из разных отраслей обсудили наиболее актуальные кадровые вопросы в Пермском крае. Заместитель директора НИУ ВШЭ — Пермь Екатерина Загороднова рассказала о совместной работе образования и бизнеса по решению кадровых вопросов в регионе.
В круглом столе «Есть ли ответы на кадровые вопросы» приняли участие руководители из образования, IT-сектора и промышленной сферы:
- Екатерина Загороднова, заместитель директора НИУ ВШЭ — Пермь;
- Елена Кукова, генеральный директор ООО «НПФ «Пермхимпродукт»;
- Руслан Гарифзянов, ответственный секретарь приемной комиссии ПНИПУ;
- Александра Дрозд, директор по персоналу ООО «Юговской комбинат молочных продуктов»;
- Оскар Ягафаров, директор технопарка в сфере высоких технологий Morion Digital;
- Наталья Есипенко, руководитель отдела развития ООО «ПЕРМЬТЕХСПЕЦ».
В ходе круглого стола участники обсудили ряд наиболее актуальных вопросов, касающихся причин нехватки кадров и трудностей с набором персонала, долгосрочными стратегиями и HR-практики по привлечению специалистов, использованием искусственного интеллекта для решения проблемы и т.п. Екатерина Загороднова рассказала о том, как взаимодействуют сегодня бизнес и образование, чтобы подготовить специалистов для актуальных задач рынка. Мы подготовили расшифровку выступления.
Как происходит сотрудничество бизнеса и образовательных организаций?
Сейчас образовательные организации и бизнес работают в коллаборации с целью совместного «воспитания» кадров, которые нужны рынку труда. Как правило, компании обращаются в учебные заведения и готовы работать со студентами уже на первом курсе. Иногда даже представители бизнеса делают ставку на старшеклассника, потому что заметили его еще на школьных профориентационных мероприятиях. Дальше компании совместно с вузами «выращивают» его для решения актуальных задач бизнеса.
Как бизнес участвует в образовательном процессе?
Во-первых, представители бизнеса ведут мастер-классы и лекции во многих университетах, они рассказывают про свои компании и рабочую среду. Во-вторых, дают проектные задачи, которые студенты целенаправленно решают для компаний. Таким образом, студенты могут близко познакомиться с организациями, а компании могут увидеть потенциал студентов. В-третьих, представители бизнеса входят в состав государственных экзаменационных комиссий. В-четвертых, представители компаний консультируют студентов при подготовке выпускных квалификационных работ. Если раньше вузы просто реализовали практику для студентов в разных компаниях, то сейчас выстраивается системная планомерная работа бизнеса и образования.
Какие у студентов есть представления о рынке труда?
Ребята считают современными предприятиями IT-компании, но не промышленный сектор. К примеру, мы недавно подписали соглашение о сотрудничестве с заводом «Инкаб». После экскурсии на завод представления студентов о промышленном предприятии кардинально изменились. Сейчас промышленные предприятия – это современный бизнес, где внедряется искусственный интеллект, прекрасная корпоративная культура, молодой коллектив. После того как ребята увидели это, а руководство компании лично пообщалось с ними и ответило на интересующие вопросы, студенты изменили мнение о промышленной сфере. У нас уже 20 студентов проходят стажировку в компании «Инкаб». Вероятно, это те кадры, которые останутся в Пермском крае на привлекательном для них предприятии. Поэтому необходима совместная работа образовательных учреждений и бизнеса.
Как проходит профориентация в школах?
С целью профориентации по указу губернатора Пермского края были открыты профильные специализированные лицеи для 10 и 11 классов. Учащиеся могут попробовать силы в выбранной специальности и понять, нравится ли им направление. Такой Лицей действует и при Высшей школе экономики.
Запись круглого стола доступна в официальном сообществе «РБК Пермь».