• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
  • НИУ ВШЭ в Перми
  • Новости
  • Научные коллаборации, институт наставничества, защита прав пациентов – лучшие курсовые и выпускные работы студентов НИУ ВШЭ – Пермь

Научные коллаборации, институт наставничества, защита прав пациентов – лучшие курсовые и выпускные работы студентов НИУ ВШЭ – Пермь

Научные коллаборации, институт наставничества, защита прав пациентов – лучшие курсовые и выпускные работы студентов НИУ ВШЭ – Пермь

© Shutterstock

В завершение учебного года студенты Вышки готовят и защищают курсовые и выпускные квалификационные работы. Это может быть научное исследование, бизнес-проект, программное приложение или сервис и т.п. Рассказываем в нескольких материалах о лучших бакалаврских работах этого года, получивших высокую оценку комиссии – 9-10 баллов. В первой части – курсовые и выпускные работы студентов образовательных программ «Юриспруденция», «Экономика», «История».

Тема работы – «Влияние политических шоков на репутацию цифровых товаров: анализ рынка видеоигр», 10 баллов.

Научный руководитель – Петр Андреевич Паршаков. 

Александра Тюрикова, студентка образовательной программы «Экономика»

Тему для исследования я выбрала примерно в августе/сентябре, но тогда еще не было точной формулировки, мне просто было интересно изучить рынок видеоигр. Потом я стала искать научного руководителя, и так как я знала, что у Петра Андреевича Паршакова есть работы, связанные с видеоиграми, я решила обратиться к нему. После нескольких встреч и обсуждений мы и определились с формулировкой исследования – «Влияние политических шоков на репутацию цифровых товаров: анализ рынка видеоигр».

В результате изучения данной работы мы пришли к выводу, что политические шоки оказывают влияние на рынок видеоигр, а также у русскоязычной аудитории после ухода части иностранных разработчиков мнение о зарубежных видеоиграх ухудшилось. Результаты данной работы могут использовать не только люди из данной индустрии, но и инвесторы. В последнее время рынок видеоигр стал очень популярным и компании, занимающиеся разработкой, рекламой, киберспортом стали интересны для инвесторов.

Тема работы – «Влияние научных коллабораций на результативность российских исследователей», 10 баллов.

Научный руководитель – Марина Александровна Завертяева. 

Светлана Камалендинова, студентка образовательной программы «Экономика»

Нашим научным руководителем со второго курса была Завертяева Марина Александровна, поэтому мы решили не изменять себе и писать с Полиной Хлопенковой дипломную работу также под ее наставничеством. Причем взяли тему курсовой работы третьего курса – «Влияние научных коллабораций на результативность российских исследователей». Если на третьем курсе мы ставили перед собой задачу понять, как количество коллабораций способно влиять на цитирования, то при написании ВКР мы решили углубиться в социальную сторону данного вопроса: как существующие связи, стратегии поведения ученого могут определить его успешность в академической среде.

В научном мире сейчас наблюдается рост количества авторов научных публикаций, поэтому сложность нашей работы заключалась в сборе и обработке большого объема данных. Над этой задачей мы активно работали вдвоем с Полиной, начиная с 3 курса. Так как писали в группе мы уже давно, то проблем с распределением обязанностей у нас не возникло: каждая взяла на себя по блоку теоретического обзора и описания методологии. Результат превзошел наши ожидания: как научный руководитель, так и экзаменационная комиссия оценили нашу коллаборацию на 10 из 10, чему мы были безмерно рады!

Тема работы – «Правовые проблемы дискриминации и предупреждения распространения заболевания, вызванного вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ)», 10 баллов.

Научный руководитель – Екатерина Сергеевна Третьякова. 

Кира Азова, студентка образовательной программы «Юриспруденции»

Исследованием на данную тему я начала заниматься только в этом году. Тема была предложена моим научным руководителем – Екатериной Сергеевной Третьяковой. Мне она показалась достаточно интересной и актуальной. Во-первых, количество людей, зараженных ВИЧ увеличивается с каждым годом, а во-вторых, положительный ВИЧ-статус в большинстве случаев становится основанием для ограничения прав.

Исследование позволило систематизировать большое количество правового материала, содержащего права, обязанности и ответственность лиц, инфицированных ВИЧ, как в нашем крае, так и в иных регионах, меры профилактики ВИЧ-инфекции на уровне государства, его субъектов и муниципальных образований, основные виды дискриминационных ограничений прав ВИЧ-инфицированных граждан. Были выявлены правовые проблемы, препятствующие предупреждению распространения ВИЧ-инфекции в РФ, предложены пути их решения. Авторский вклад заключается в применении комплексного подхода при анализе правового регулирования вопросов ВИЧ-инфекции в России.

Практическое применение:

1) Выпускная квалификационная работа будет способствовать дальнейшему развитию научных исследований в области права, целью которых является изучение правовых мер, направленных на профилактику вируса, обеспечение здоровья населения, защиту прав ВИЧ-инфицированных, недопущении дискриминации на основе положительного ВИЧ-статуса.

2) Проведенное исследование позволит повысить общий уровень правовой грамотности населения в вопросах ВИЧ.

3) Разработанные и предложенные способы и механизмы решения существующих проблем помогут изменить ситуацию с ВИЧ в России в лучшую сторону.

При защите выпускной квалификационной работы государственная экзаменационная комиссия отметила, что мной была выбрана весьма сложная тема, в ходе исследования я продемонстрировала навыки работы с материалом и самостоятельного полного анализа соответствующих вопросов. 

Тема работы – «Правовое регулирование наставничества: вопросы теории и практики», 10 баллов.

Научный руководитель – Екатерина Сергеевна Третьякова.

Семен Брюхин, студент образовательной программы «Юриспруденция»

Данная тема вызвала у меня интерес, прежде всего, ввиду того, что данный институт предназначен для работников, устраивающихся на новое место работы. В частности, наставничество является обязательным при поступлении на государственную гражданскую службу впервые. Так как я после вуза впервые пойду работать (надеюсь, на государственную гражданскую службу), для меня важно постичь и максимально изучить данный институт. Изучением правового регулирования наставничества и его применением я занимаюсь год, однако в последующим я хотел бы также уделить внимание изучению наставничества в магистратуре и аспирантуре.

В ходе исследования мы пришли к главному выводу о том, что институт наставничества является весьма малоразвитым в России, ключевая проблема – отсутствие единого правового регулирования наставничества. Нами было предложено нормативное закрепление общих положений о наставничестве в Трудовом кодексе Российской Федерации путем внесения отдельной главы 32.1 в разделе IX. Были разработаны положения, закрепляющие понятие наставничества, основные цели наставничества, правовое положение субъектов наставничества, процедура установления наставничества.

Тема работы – «Правовое просвещение в системе образования Российской Федерации», 9 баллов.

Научный руководитель – Екатерина Сергеевна Третьякова.

Елена Ясырева, студентка образовательной программы «Юриспруденции»

Когда пришло время выбирать тему выпускной квалификационной работы, я не сомневалась, что моё исследование будет связано с правовым просвещением. У меня был опыт работы в общеобразовательном учреждении (МАОУ «Инженерная школа им М.Ю. Цирульникова» г. Перми) и я соавтор проекта «Правовое просвещение», реализуемого на базе НИУ ВШЭ – Пермь с 2021 по 2022 год, поэтому мне были явно видны проблемы правового просвещения в современной системе образования и представлялось возможным предложить пути их решения.

Основная проблема заключается в отсутствие единой системы воспитания гражданина правового государства. Решение, которое я вижу, – разработать и закрепить на государственном уровне единую целостную систему правового непрерывного просвещения. Создать в каждой школе целостную систему правового образования, охватывающую как учебный процесс, так и внеурочные формы работы с учащимися. Это позволит оказывать содействие в создании правового пространства в образовательном учреждении. При этом стоит учитывать, что правовое просвещение у разных возрастных групп населения требует индивидуального подхода.

Более того, в рамках темы диплома я опубликовала две научные статьи. Теперь они в открытом доступе: «Организация правового просвещения в общеобразовательных учреждениях»(РИНЦ), «Сравнительно-правовой анализ основ законодательства об образовании России, Казахстана и Таджикистана» (ВАК).

Комиссия отметила непосредственную практическую значимость, актуальность исследования, личную заинтересованность в данной теме и дальнейшее желанию воплощать наработки в реальность. Спасибо за поддержку и помощь моему научному руководителю, доктору юридических наук, доценту кафедры гражданского и предпринимательского права НИУ ВШЭ – Пермь Третьяковой Екатерине Сергеевне.

Проект «Правовое просвещение»

Тема работы – «Субсидиарная ответственность членов семьи контролирующего должника лица: проблемы теории и практики», 9 баллов.

Научный руководитель – Евгения Рафиковна Брюхина. 

Ирина Кострова, студентка образовательной программы «Юриспруденция»

Межотраслевые проблемы законодательства о несостоятельности меня начали интересовать еще на 2 курсе, когда я начала практику в области арбитражного управления. На 3 курсе я защитила курсовую на смежную тему, посвященную вопросам взаимодействия норм семейного права и законодательства о несостоятельности, а ВКР решила посвятить актуальной в настоящее время теме субсидиарной ответственности членов семьи контролирующих должника лиц.

Я довольна результатам, к которым пришли мы с руководителем Брюхиной Евгенией Рафиковной. Был проведен глубокий анализ судебной практики на заданную тему с теоретической и практической точки зрения, выявлен большой объем проблематики, а главное – предложены комплексные изменения в действующее законодательство, которые существенно улучшили бы правоприменение в данной области и позволили бы защитить права членов семьи руководителей несостоятельных компаний (в настоящее время они находятся под воздействием различных рисков).

Хочется отметить, что в настоящее время отсутствуют межотраслевые научные труды на выбранную тему, поэтому исследование представляло собой особый интерес и сложность: нужно было самостоятельно сформулировать тему, определить круг вопросов и проблем, которые будут проработаны, самостоятельно выработать пути их решения. Комиссия отметила актуальности и остроту исследованной темы, поддержала сделанные теоретические выводы и предложенные изменения норм права.

Тема работы – «Актуальные вопросы реализации и защиты прав пациентов», 9 баллов.

Научный руководитель – Екатерина Сергеевна Третьякова.

Влада Зайнуллина, студентка образовательной программы «Юриспруденция»

Такая широкая трактовка темы выпускной работы выбрана мной не случайно – было интересно изучить проблемы медицинских правоотношений в России вне зависимости от группы заболевания. Изначально я ожидала, что наиболее уязвимой стороной таких правоотношений будет являться пациент, поскольку практике известны многочисленные случаи оказания некачественной медицинской помощи. Однако, как оказалось, пациент в настоящее время с правовой точки зрения более защищен, нежели медицинские организации: например, в России отсутствует институт врачебной ошибки, которая позволяла бы освобождать медицинских работников от юридической ответственности при объективных причинах причинения вреда; в определенных законом случаях медицинские работники подлежат привлечению к ответственности независимо от вины и др. Правовые «преимущества» пациента приводят к феномену «потребительского экстремизма».

Вывод исследования сводится к тому, что судебная защита в России является пациентоориентированной, в то время как большинство нарушений наблюдается на уровне непосредственного оказания медицинской помощи. На защите комиссия отметила, что исследование имеет практическую значимость и также интересно с точки зрения дополнения общих положений гражданского законодательства.

Тема работы – «Гражданско-правовая ответственность за нарушение условий о качестве в договорах на разработку и внедрение программного обеспечения», 9 баллов.

Научный руководитель – Ольга Сергеевна Ерахтина. 

Алина Евлампьева, студентка образовательной программы «Юриспруденция»

Начала я исследование в начале третьего курса, тогда я изучала вопросы, связанные с гражданско-правовой ответственностью за вред, причинённый технологиями искусственного интеллекта. Успешно защитила курсовую и представила свое исследование на научно-практической конференции в НИУ ВШЭ – Нижний Новгород. 

На 4 курсе я занялась изучением вопросов гражданско-правовой ответственности за нарушение условий о качестве в договорах на разработку и внедрение программного обеспечения. К настоящему времени также не только на «отлично» защитила выпускную квалификационную работу, но и выступила с докладами по отдельным аспектам исследования: например, с докладом на тему «Правовая природа договора на разработку и внедрение программного обеспечения» заняла первое место на XXV Международной научно-практической конференции молодых ученых «Норма. Закон. Законодательство. Право».

В целом, мое исследование является в определенной степени междисциплинарным, поскольку я достаточно большую часть исследования посвятила анализу технического задания, ошибок программного обеспечения, которые ничего общего с юриспруденцией не имеют. При этом юридическая составляющая, конечно, была подавляющей, я же все-таки заканчиваю университет по направлению «Юриспруденция».

Прежде всего, мной были определены условия, которые подлежат включению в техническое задание с целью минимизации рисков заказчика при возникновении споров о качестве программного обеспечения. Кроме того, мной был проведен анализ технического аспекта ошибок программного обеспечения, и соотношение данного аспекта с понятием недостатков, который содержится в Гражданском кодексе Российской Федерации. Это был авторский подход к решению проблемы, и, я считаю, что получился он интересным.

Также в рамках исследования была систематизирована судебная практика российских арбитражных судов по спорам, которые возникают в связи с разработкой и внедрением программного обеспечения. По итогу исследования получилось сделать обзор судебной судебной практики с достаточно ценными выводами. Его можно в дальнейшем использовать при рассмотрении споров и составлении правовой позиции при представлении интересов заказчиков или разработчиков программного обеспечения в суде. Обзор позволяет понять, на что надо обращать внимание и какие могут быть перспективы в споре.

Практическая значимость исследования состоит также в том, что я обращаю внимание на технический аспект качества программного обеспечения, ввиду специфики программного обеспечения на него тоже надо обязательно обращать внимание в данных правоотношениях.

Комиссия отметила, что тема достаточно сложная и актуальная, один из членов комиссии приводил даже примеры из собственной практики. Очень ценно было понимать, что тема исследования действительно актуальна и поле для исследования достаточно широкое. Мне подсказали возможные варианты решения проблем, которые были выявлены в ходе исследования.

Тема работы – «Контроль и надзор за органами и должностными лицами местного самоуправления», 9 баллов.

Научный руководитель – Лариса Михайловна Пахомова. 

Дилара Касимова, студентка образовательной программы «Юриспруденция»

Выпускная квалификационная работа стала логическим продолжением моего исследования, которое началось после второго курса. Тогда я попала на стажировку в городскую Думу в родном городе и заинтересовалась муниципальным правом. Мне посчастливилось найти замечательного 
руководителя в стенах Высшей школы экономики. Лариса Михайловна Пахомова поддерживала меня каждый раз в проведении исследований на выбранную тему. За следующие два года нам удалось представить достойные исследования не только в формате курсовой и выпускной 
квалификационной работ, но и в форме научных статей на всероссийских конференциях в Перми и Екатеринбурге.

За время проведения исследования были выявлены проблемные аспекты в областях муниципального нормотворчества, бюджетирования, правотворческой инициативы и контрольно-надзорной деятельности. Все это позволило обозначить пути совершенствования указанных институтов и предложить целый комплекс авторских мер по их развитию. Проведенные исследования имели и практическое значение: были сформулированы поправки для восполнения пробелов в законодательстве, подобраны более эффективные, в том числе цифровые, методы контроля и надзора, подлежащие применению на практике, а также обозначены способы устранения дублирования контрольных (надзорных) полномочий.

Тема работы – «Правовое регулирование отношений по использованию программного обеспечения», 9 баллов.

Научный руководитель – Ольга Сергеевна Ерахтина. 

Денис Курганов, студент образовательной программы «Юриспруденция»

Насколько себя помню, я всегда проявлял интерес к информационным технологиям и праву. В своих работах решил совместить данные темы: на 3 курсе писал курсовую работу про договоры в сфере разработки и использования технологий искусственного интеллекта, на 4 курсе – ВКР, посвященную исследованию правового регулирования отношений по использованию программного обеспечения. Неоценимую помощь при написании данных работ оказала мне мой научный руководитель, Ольга Сергеевна Ерахтина, которая своим профессиональным взглядом выявляла недостатки в процессе написания работы. Благодаря этому, мне удалось написать качественную ВКР.

На основе изучения научных работ в области права и судебной практики было выявлено множество как теоретических, так и практических правовых проблем, возникающих при использовании программного обеспечения (ПО), охраняемого как объект авторского права, и при использовании ПО в составе изобретения. Из практических проблем назовем следующие. Во-первых, это проблема отсутствия единообразного подхода к определению как критериев использования ПО, так и критериев модификации ПО. Такая ситуация приводит к тому, что одни и те же действия различных лиц в одном случае могут быть квалифицированы судом как неправомерные, а в другом случае – как правомерные. Следовательно, в одном случае суд обяжет выплатить компенсацию за нарушение исключительного права, а в другом – нет.

Во-вторых, в настоящее время существенно различаются российское и иностранное правовое регулирование различных вопросов (например, возможности отказа разработчика от принадлежащих ему прав, установления обязанности пользователя распространять производное ПО на тех же условиях, на которых распространяется оригинальное ПО с открытым исходным кодом и т.д.). Соответственно, некоторые условия договоров не будут действовать на территории России, что необходимо учитывать сторонам соответствующих отношений.

В-третьих, современное гражданское законодательство при существовании запатентованного решения позволяет правомерно использовать такой продукт, в котором не используется хотя бы один из признаков соответствующего изобретения. Это следует принимать во внимание разработчикам и иным правообладателям прав на программное обеспечение при выборе способа правовой охраны (если программный продукт одновременно соответствует и критериям охраноспособности объектов авторского права и критериям патентоспособности объектов патентного права), ведь процесс регистрации и поддержания патента в силе сам по себе является весьма затратным в материальном плане.

В ВКР были предложены соответствующие пути решения выявленных проблем. Учет выявленных проблем при составлении лицензионных договоров позволит лицензиарам и лицензиатам оценить имеющиеся риски и избежать их.

Тема работы – «Агитационные брошюры по привлечению трудовых мигрантов как репрезентация регионов СССР 1950-е гг.: опыт контент-анализа», 9 баллов.

Научный руководитель – Александр Владимирович Глушков.

Кристина Козлова, студентка образовательной программы «История»

Исследование было посвящено анализу агитационных брошюр по привлечению трудовых мигрантов в различные регионы СССР в 1950-е г. В работе были использованы как традиционные методы анализа, так и средства Digital Humanities, а именно тематическое моделирование в Python, тематическое картирование в AntConc, контент-анализ в Voyant Tools. Результатами стали классификация агитационных материалов миграционной политики СССР, а также выявление особенностей брошюр как одной из форм агитации. 

Темой миграционных процессов в СССР в послевоенный период я занимаюсь 3 года: изучала отражение миграционных процессов в воспоминаниях переселенцев в Калининградскую и Молотовскую область, анализ заработных плат переселенцев и книг учета. Я также являюсь руководителем проекта «Внутренняя колонизация СССР: источники агитационной кампании по привлечению добровольных трудовых мигрантов в период послевоенного восстановления экономики», который получил финансирование в результате победы на конкурсе «Научная инициатива». Данный проект посвящен созданию корпуса, в котором будут собраны различные агитационные материалы, в том числе брошюры, плакаты, справочные материалы и т.д. Одновременно с этим данные материалы будут проанализированы для поиска агитационного дискурса. Значительный научный опыт я получила во время участия в проекте «Миграции как фактор социальной трансформации регионов в СССР в период послевоенного восстановления: анализ средствами digital humanities» (совместный проект НИУ ВШЭ – Пермь и БФУ им. И. Канта). 

Участие в этих проектах стало для меня важным шагом в научной деятельности: я получила опыт участия в международных конференциях и подготовила статьи и тезисы, опубликованные в РИНЦ. Была принята к публикации статья в журнале «Вестник Пермского университета. История» (Scopus, ВАК), в соавторстве с А.В. Глушковым и Д.А. Бурковской. Много полезных навыков я обрела в различных научных школах. Так, например, два года подряд я принимала участие в международной летней школе молодых ученых, организованной ассоциацией «История и компьютер», а также зимней школе по гуманитарной информатике, проводимой в БФУ им. И. Канта.

Тема работы – «Полезный объем открытых сосудов гляденовской культуры», 9 баллов.

Научный руководитель – Виталий Викторович Мингалев.

Татьяна Ибрагимова, студентка образовательной программы «История»

Я защищала третью курсовую работу по археологии и вторую, посвящённую керамике раннего железного века на территории Прикамья. В этом году я занималась нетипичной темой – анализом полезного объема открытых сосудов. Анализ объёмов керамических сосудов в отечественной науке только начинает набирать популярность, поэтому во время исследования я столкнулась с рядом проблем.

Как отметили члены комиссии, работа получилась специфичной, в университете мало людей, занимающихся археологией, поэтому в моём случае особенно важны выступления на археологических конференциях. С каждым годом я стараюсь повышать качество своих работ, используя накопленный опыт, однако, как отметил научный руководитель, ещё есть над чем работать.

Я благодарна за высокую оценку моего исследования и постараюсь учесть полученную критику при работе над выпускной квалификационной работой в следующем году.

Тема работы – «Особенности городской архитектуры и гражданского строительства в городе Перми в 1890-е гг.», 9 баллов.

Научный руководитель – Виталий Викторович Мингалев.

Екатерина Качмашева, студентка образовательной программы «История»

Данной темой я занимаюсь с первого курса, и за 4 года она из историографической работы выросла в серьезное исследование архитектуры Перми последней четверти XIX века. В настоящее время я создала карты застройки гражданской архитектуры по каждому десятилетию – с 1870-х по 1890-е годы, а также провела анализ стилевых особенностей фасадов. Результаты я апробировала в этом учебном году на 3 научных конференциях.