«И на первой же странице – чудо»
Старший научный сотрудник сектора эмпирического анализа рынков и компаний НУЛ МЭИ, доцент департамента экономики и финансов пермского кампуса НИУ ВШЭ Софья Куликова рассказала о своих любимых художественных и академических книгах в «Окнах роста».
Художественная книга
Среди моих любимых художественных книг особое место занимает роман «Мастер и Маргарита» (1928–1940) Михаила Булгакова. Впервые с этим произведением я познакомилась в 5-м классе, когда на уроке по основам христианства нам задали написать сочинение на тему «Был ли Иешуа Богом?». Признаюсь, первое прочтение было очень непростым, многое было непонятно. Несколько вечеров подряд мы за ужином обсуждали роман с родителями и спорили о том, как можно ответить на заданный вопрос. А потом до меня из-за закрытых дверей доносились комментарии о том, что «детям задают не по возрасту».
Второй раз я вернулась к произведению уже в старшей школе, когда проходили его на уроках литературы. Но тогда меня, молодую девушку, больше всего волновала уже линия взаимоотношений Мастера и Маргариты. Следующая встреча состоялась несколько позже, на первых курсах университета, когда мы собирались по вечерам в общежитии с друзьями, чтобы за чашкой чая обсудить различные философские вопросы. Нас волновали вечные вопросы взаимоотношения Добра и Зла. С тех пор я еще неоднократно возвращалась к роману: читала, смотрела фильмы, посещала театральные постановки. Моей любимой интерпретацией является постановка в пермском театре «У Моста». Я была на ней уже раз семь-восемь, и каждый раз она пробирает до самой глубины души, открывая новые стороны романа.
Но несмотря на столь длинную историю знакомства, герои романа продолжают ставить передо мной все новые и новые вопросы, и ответы на некоторые из них мне еще только предстоит найти. Например, как побороть трусость, которая, «несомненно, один из самых страшных пороков», и перестать объяснять свое безразличие и малодушие «благоразумием» или иными «уважительными причинами»? Страх естественен для человека: боялся Понтий Пилат, боялся Мастер, и мы сейчас каждый день боимся очень многих вещей. Так что же все-таки необходимо сделать, чтобы достичь Света? Или Покой – это лучшее, на что мы можем рассчитывать? Мне кажется, что этот вопрос не перестанет быть актуальным никогда и каждый должен постараться найти на него свой ответ.
Что касается «книг для души», то я бы среди всех выделила бы две книги: роман «Париж» (2015) Эдварда Резерфорда и «Лето Господне» (1927–1948) Ивана Шмелёва. Первую книгу мне подарил на память мой научный руководитель в 2015 году, когда я возвращалась из Франции в Россию. Это удивительное произведение очень точно раскрывает характер столицы Франции, ее судьбу, начиная с XIII века до середины прошлого столетия, через хитросплетения историй нескольких поколений различных семейств, принадлежащих к разным сословиям и политическим течениям. Читая эту книгу, я вспоминаю время своей учебы во Франции, и названия известных мне улиц наполняются новым смыслом. Очень схожие чувства вызывает во мне и вторая книга – «Лето Господне», которую я перечитываю практически каждый раз, когда еду в Москву. Невероятная теплота, с которой Иван Сергеевич описывает старомосковский быт, согревает меня во время прогулок по нашей столице даже в самую ненастную погоду и наполняет невыразимой нежностью и любовью к знакомым местам.
Академическая книга
Первой такой книгой стала книга Флойда Блума «Мозг, разум и поведение» (1985). С ней я познакомилась еще до школы (правда, тогда я скорее рассматривала в ней картинки, чем читала текст), и, наверное, благодаря ей у меня возник интерес к тому, что у нас находится в голове, как устроен мозг и как протекает наша мыслительная деятельность.
Еще одной важной книгой была книга Джона Николлса «От нейрона к мозгу» (1975), которую я прочитала уже в университете. В этой книге достаточно просто, но в то же время и достаточно детально изложены основные принципы работы нашего мозга на самых разных уровнях – от отдельных ионных каналов до мозга как органа в целом. Мне кажется, что содержание этой книги в принципе доступно любому, кто разбирается в физике и химии на уровне 8–9-го класса. Еще одной приятной особенностью книги было то, что редакторы решили оставить подписи к картинкам на двух языках – русском и английском (книга переводилась с английского), и благодаря этому я смогла не только познакомиться со строением и работой мозга, но еще и освоить необходимую терминологию на английском языке, что очень мне потом пригодилось во время учебы и работы за рубежом.
В настоящий же момент для меня особенной книгой стала «Исповедь» (397–398) Блаженного Августина. В этом автобиографическом произведении Аврелий Августин предстает перед нами и как студент, и как исследователь, и как педагог, поднимая огромное количество чрезвычайно важных для науки и образования вопросов. Прошло больше 1600 лет с момента написания «Исповеди», мы узнали про релятивизм и расшифровали геном, но, читая это произведение, все равно не перестаешь удивляться тому, как все-таки мало поменялись за это время принципы науки и образования и как актуальны до сих пор те вопросы, которые волновали людей еще на заре христианства.
Книги и студенты
Со студентами на занятиях по поведенческой экономике и по психологии потребителя я чаще всего обсуждаю книгу Дугласа Кенрика и Владаса Гришкевичуса «Рациональное животное» (2015). В этой книге авторы дают альтернативное видение процессов принятия решений с точки зрения эволюционной психологии. Книгу я купила в Москве 30 октября 2018 года, когда приехала в московский кампус на конференцию «Коды мозга: управление и восприятие». Между докладами я размышляла, как лучше всего изложить материал моей следующей лекции по психологии потребителя, но никак не могла найти ответа. И тут на стенде с книгами мой взгляд зацепился за «Коды…». Не помню, почему я решила ее купить, но это однозначно было удачей. За два часа обратного ночного полета в Пермь я проглотила текст целиком и поняла, что я просто обязана познакомить с ней моих студентов, поэтому, приехав домой в 6 утра, я тут же села готовить новые слайды презентации для вечерней лекции. Я не ошиблась: материал зацепил всех, и занятие прошло очень динамично. Наверное, и по сей день эта лекция остается одной из наиболее интересных в моем курсе.