• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Интервью с О.В. Майоровой

В 2014 г. в НИУ ВШЭ – Пермь планируется открытие нового направления подготовки бакалавров «Социология». О перспективах развития направления рассказывает доцент кафедры общего менеджмента НИУ ВШЭ – Пермь, PhD Ольга Майорова.

В 2014 г. в НИУ ВШЭ – Пермь планируется открытие нового направления подготовки бакалавров «Социология». О перспективах развития направления и об особенностях российского и западного образования рассказывает доцент кафедры общего менеджмента НИУ ВШЭ – Пермь, научный сотрудник Института фундаментальных междисциплинарных исследований (Москва), PhD Ольга Майорова.

 

– Ольга Владиславовна, с чего начинался Ваш исследовательский путь?

– Я родилась в Перми. Здесь же заканчивала программу по социальной работе в ПГУ. По окончании университета я работала в Пермской госинспекции труда. Судьба занесла в Луисвилль – город побратим Перми в США, где появилась возможность продолжить образование на магистерской программе по социологии. Положительный момент – предоставление финансовой помощи от университета, которая помимо платы за учебы включала небольшую стипендию. Социология и академическая среда оказались моим призванием. Поняв это, я решила найти сильную аспирантуру по социологии с фокусом на сетевом анализе и получить ученую степень в социологии, чтобы иметь возможность преподавать и заниматься исследованиями. Во время обучения в аспирантуре Университета Аризоны, социологическая программа которого входила в десятку лучших программ среди американских государственных вузов, я активно искала возможности принять участие в проектах в нескольких исследовательских группах. В результате работы над тремя различными научными проектами я получила ценный опыт полевой работы и практические навыки применения новейших методов сбора и анализа социологических данных. По окончании аспирантуры я работала старшим научным сотрудником в Исследовательском отделе Американской социологической ассоциации, где занималась изучением проблем высшего образования. Все эти годы я следила за развитием российской социологии и, когда появилась возможность внести свой посильный вклад, я приняла предложение ВШЭ принять участие в создании бакалавриата по социологии в Пермском филиале.

 

– Расскажите вкратце о степени PhD?

– PhD, или степень Philisophy Doctor, уходит корнями в средневековую Европу и являлась высшей ученой степенью в комлексе дисциплин, именовавшихся тогда «философией». Под философией подразумевались все дисциплины, не входящие в направления юриспруденции, медицины и теологии. В современном понимании PhD означает «доктор наук».

 

– Каковы главные особенности западной системы образования?

– Особенность западной системы образования заключается в том, что ученые степени присуждаются лицензированными вузами как частными организациями. Централизованной государственной аттестационной комиссии, типа ВАК, во многих западных странах просто не существует. Уровень образования в такой системе поддерживается за счет жесткой конкуренции вузов за студентов, которые при выборе учебного заведения ориентируются на престижность университета и успешность его выпускников на рынке труда. Таким образом, главным преимуществом такой системы является гибкость вузов в адаптации к любым изменениям на рынке труда и к инновациям в науке, а также создание благоприятной среды для междисциплинарного сотрудничества между исследователями. Основным недостатком такой системы является отсутствие какой-либо стандартизации, в результате чего образуется весьма большой разброс в качестве образования между университетами. В связи с этим требуются различного рода независимые рейтинги для того, чтобы отличить сильный университет от слабого.

Обучение в аспирантуре в США построено на пятилетнем цикле. Как правило, при обучении за выполнение обязанностей ассистента-преподавателя или ассистента-исследователя аспиранту предоставляется финансовая помощь, покрывающая стоимость обучения и включающая в себя небольшую стипендию. В течение первых 1–3-х лет основной обязанностью аспиранта является прослушивание лекционных и семинарских курсов, что дает возможность получить теоретические знания и практические навыки «из первых рук» от профессоров с мировым именем и первоклассных исследователей. Кульминацией учебного процесса является защита магистерской диссертации (если аспирант таковой не имел при поступлении), сдача экзамена по специальности с последующим написанием и защитой проекта диссертационной работы. С этого момента аспирант считается кандидатом в доктора наук (но это не степень, а неформальный статус) и занимается научной работой, по результатам которой и защищает докторскую диссертацию.

В принципе с созданием системы 2-уровнего образования в России наши программы обучения магистров предлагают те самые 2 года прослушивания курсов и защиту магистерской диссертации, после которой можно начинать исследовательскую работу над кандидатской диссертацией. Единственный момент, который в будущем потребует внимания, – это тот факт, что практически все магистерские программы сейчас ориентированы на прикладников, а к научной деятельности в фундаментальной науке, т.е. тому, чем занимаются в аспирантуре, они готовят слабо.

На данный момент эта (американская) образовательная система показала себя очень результативной, судя по доминирующей позиции американских ученых во многих областях социальных наук и естествознания, о которой свидетельствуют количество и качество их научных публикаций. Мне видится, что в ней есть отдельные положительные моменты, которые можно было бы перенять с целью повышения качества подготовки аспирантов и, в конечном итоге, с целью развития отечественной науки.

 

– Интересно узнать о Ваших исследовательских проектах. Над чем Вы сейчас работаете?

– Мои исследовательские интересы находятся в области сетевого анализа и стратификации, т.е. меня интересуют связи человека с другими людьми, его социальный статус.

В мае я еду на конференцию по сетевому анализу, где представлю результаты своего последнего исследования. В нем я сравниваю связи элиты, образуемые членством в советах директоров, на данных за 1997 и 2012 гг. о 100 крупнейших американских корпораций. В частности, меня интересует, что изменилось в положении женщин в данных элитных кругах: увеличилось ли их пропорция в советах директоров, занимают ли они более центральное положение в межкорпоративной сети и т.п. Мы все наслышаны об успехах американцев в продвижении женщин на важные посты, но, по результатам моего исследования, выходит, что эти успехи лишь в малой степени касаются наиболее элитных корпоративных кругов.

В другом проекте, в котором помимо меня участвуют вышкинские аспиранты, мы изучаем, как материальные и социальные ресурсы абитуриента и его семьи влияют на стратегию выбора вуза. В этом исследовании мы используем данные опроса, проведенного Центром прикладной экономики в 2011 г. среди студентов пермских вузов, получающих краевые стипендии. Результаты ожидаем в скором времени.

 

– Вы начали преподавать в Высшей школе экономики недавно. Сложно ли быть преподавателем?

– Преподавание дается легко, когда студенты увлечены предметом. Работа с незаинтересованными студентами требует значительно больших усилий и, конечно же, дается тяжелее. Энтузиазм и озарение в глазах студента, разобравшегося в проблеме, – это то, что более всего привлекает меня в моей работе преподавателем.

 

– Отличаются ли российские студенты от зарубежных? Что можете сказать о студентах Вышки?

– На мой взгляд, большой разницы между зарубежными и российскими студентами не существует. Более существенны отличия между студентами разных вузов внутри самой страны. В этом плане меня приятно поразил высокий уровень подготовки московских студентов социологического факультета Вышки.

Вышка в целом и Пермский кампус, в частности, – это молодой и быстро развивающийся вуз, в котором создается благоприятная среда для активной научной работы. В данный момент ВШЭ успешно формирует репутацию энергичного научно-исследовательского университета и меня безусловно вдохновляет возможность внести свой вклад в становление и развитие социологии в Пермском филиале.

 

– В НИУ ВШЭ – Пермь планируется открытие направления «Социология». Расскажите об этом подробнее.

– Действительно, осенью 2014 г. мы планируем открывать в Пермском кампусе бакалавриат по направлению «Социология». Основной задачей этой программы станет удовлетворение потребности региона и сопредельных территорий в соответствующих мировым стандартам специалистах в сфере социологических исследований. Я считаю, что современной России нужны социологи нового поколения со знаниями не только основ проведения социологических исследований, но и передовых методов сбора и анализа данных. В условиях растущей интеграции России в мировую экономику и международные политические институты наши выпускники будут способны применять и критически оценивать современные российские и зарубежные теории и методы исследования развития общественной жизни. Для решения этой задачи создаваемая в Пермском кампусе программа будет ориентирована на подготовку студентов в социологии экономических отношений и в прикладных методах социологических исследований.

Главным преимуществом нашей программы станет привлечение к преподаванию многих курсов профессионального цикла ведущих социологов ВШЭ из Москвы. Другой отличительной чертой станет углубленное изучение иностранного языка.

Обучение социологов будет вестись в соответствии с новым образовательным стандартом бакалавриата. Главной особенностью предлагаемой образовательной концепции является ее ориентация на формирование у студентов интегрированных гуманитарно-социальных и математико-статистических компетенций, которые позволят им стать социальными аналитиками широкого профиля. Выпускники этой программы будут обладать всеми необходимыми навыками для того, чтобы анализировать ситуации в экономической, политической, социальной и культурной сферах и представлять практические рекомендации по достижению в них требуемых изменений.

С таким комплексным набором компетенций они смогут заниматься исследовательской и экспертно-консультационной деятельностью как в коммерческом секторе, так и в политике, и государственном управлении. Они также будут способны продолжить свое образование для того, чтобы заниматься научной деятельностью или достигнуть соответствующих должностных уровней в организациях, реализующих социальную экспертизу.

Особым аспектом в деятельности бакалавриата по направлению «Социология» в Пермском кампусе станет развитие внутрироссийской и международной академической мобильности студентов. Наиболее успешным студентам будет предоставлена возможность обучения на магистерских программах НИУ ВШЭ в Москве и Санкт-Петербурге и других ведущих российских и зарубежных вузов.

Студенты в процессе обучения получат возможность участвовать в работе над исследовательскими проектами, проводимыми преподавателями кампуса и его научными центрами и лабораториями, на разных стадиях их осуществления: от обсуждения и составления инструментов, проведения полевых работ до анализа данных и написания отчетов. Наряду с этим, для студентов будет организована исследовательская практика в коммерческих и некоммерческих организациях, региональных и муниципальных органах власти города Перми с участием студентов в полевых работах и анализе данных. Она обеспечит закрепление полученных теоретических знаний, приобретение опыта применения методов сбора и анализа данных и будет способствовать формированию у студентов понимания проблем и задач, решаемых путем проведения социологических исследований в области экономики, политики и социальной сфере.

Наша программа обеспечит конкурентоспособность и востребованность выпускника на рынке труда и предоставит большие возможности для его самореализации в профессиональной деятельности.