• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Эволюция модели управления регионом»

У студентов факультета менеджмента продолжается курс «Пермский край − территория конкурентного развития». В конце марта завершился цикл лекций по теме «Эволюция модели управления регионом».

У студентов факультета менеджмента продолжается курс «Пермский край - территория конкурентного развития». В конце марта завершился цикл лекций по теме «Эволюция модели управления регионом».

В рамках последней лекции цикла был закончен анализ основных функционально-целевых блоков «Управление ресурсов», «Развитие территорий», «Управление государственными учреждениями».

Функционально-целевой блок «Управление ресурсов» призван, с одной стороны, способствовать повышению доходов бюджета от использования природных ресурсов, с другой – способствовать снижению неблагоприятного экологического воздействия на природную систему и среду обитания человека.

 

Повышение доходов бюджета от использования природных ресурсов определяется:

  • максимизацией доходов от добычи нефти, использования газа;
  • максимизацией доходов от добычи калийных солей (будет осуществляться за счет  увеличения объемов добычи калийно-магниевых солей);
  • максимизацией доходов от добычи общераспространенных полезных ископаемых;
  • максимизацией доходов от использования лесных ресурсов;
  • повышением эффективности использования водных ресурсов;
  • максимизацией доходов от добычи подземных вод.

 

Снижение неблагоприятного экологического воздействия на природную систему и среду обитания человека связано с решением следующих задач:

  • обеспечением безопасной окружающей среды;
  • сохранением и восстановление природной среды.

 

Функционально-целевой блок «Развитие территорий». При ближайшем рассмотрении функционально-целевой модели управления (ФЦМУ) возникает вопрос: а зачем в ней выделяется функционально-целевой блок «Развитие территорий»? Ведь в данном случае мы говорим об муниципальных образованиях, деятельность которых регулируется ФЗ-131 «О местном самоуправлении», и данные образования не имеют непосредственного административного подчинения региональной власти. Но возникает следующая проблема: с одной стороны, муниципальные образования не подчинены региональной власти, с другой – региональная власть отвечает за деятельность субъекта, который состоит из муниципальных образований. Поэтому возникает необходимость поиска механизмов взаимодействия региональной власти и территорий. В связи с этим в модели управления регионом выделен блок, отвечающий за деятельность муниципальных образований и призванный обеспечивать их эффективное взаимодействие с региональной властью.

Для того чтобы достичь весомых результатов в развитии края, необходима работа государственных и муниципальных органов власти единой командой, общее понимание целей и результатов деятельности.

Вышесказанное определило необходимость создания конкурентной среды в муниципальных образованиях, создания условий для роста самообеспеченности муниципальных образований края, повышения эффективности бюджетных расходов.

Создание конкурентной среды в муниципальных образованиях может быть достигнуто за счет решения следующих задач:

  • развитие муниципальных образований;
  • развитие территориальных и функциональных точек роста;
  • оптимизация структуры расселения.

Решение данных задач во многом определяется созданием условий для роста самообеспеченности муниципальных образований края.

Повышение эффективности бюджетных расходов может быть решено за счет привлечения федеральных финансовых средств, а также за счет оптимизации затрат на содержание органов местного самоуправления.

 

Функционально-целевой блок «Управление государственными учреждениями» в основе своей деятельности преследует достижение следующих целей: рост доли бюджетных услуг, которые размещаются на свободном рынке; повышение заработной платы работников бюджетной сферы за счет внедрения новых систем оплаты труда и оптимизации штатной численности государственных учреждений.

Достижение поставленных целей позволило реализовать следующие направления.

Первое: разделены заказчик, приобретающий услуги для населения, и подрядчик, т.е. учреждения, предоставляющие эти услуги. Таким образом, заказчик при размещении заказа руководствуется критерием качества услуг, поскольку освободился от обязательств по финансовой поддержке подведомственной бюджетной сети.

Второе: созданы условия, при которых у учреждений появился мотив сокращения неэффективных расходов путем внутренней оптимизации, отказа от непрофильного имущества. Учреждениям предоставлена гарантия сохранения сэкономленного ими финансового ресурса и возможность его направления на развитие материально-технической базы и повышение заработной платы работников.

Третье: внедрены конкурентные механизмы повышения качества предоставляемых учреждениями услуг. Все учреждения переведены на новые отраслевые системы оплаты труда, ориентированные на оплату за качество и результат. Многие учреждения получили статус автономных. Значительную часть непрофильных функций краевые учреждения закупают на конкурсной основе в рыночной среде. Осуществлены мероприятия по приведению учреждений в нормативное состояние для их полноценного участия в конкуренции за клиента.

Важность подробного анализа функционально-целевой модели управления регионом определяется тем, что региональная политика, проводимая в Пермском крае в настоящее время, характеризуется преемственностью основных положений, которые были заложены в основу рассматриваемой ФЦМУ.