На что делают ставку бизнес-ангелы – мастер-класс Алексея Карлова
Предприниматель и генеральный директор Angel Relations Group Алексей Карлов рассказал об «ангельских инвестициях» студентам магистратуры «Финансовые стратегии и аналитика». Эксперт объяснил, что понимают инвесторы под стартапом и как на практике они принимают решение о вложениях.
Ангельские инвестиции – это инвестиции бизнес–ангелов в стартапы на ранних стадиях их жизненного цикла. Они сопряжены с максимальным риском инвестора (бизнес–ангела), так как осуществляются из собственных средств. Алексей Карлов на мастер-классе подробно и на конкретных примерах показал, какие показатели важны для стартапов, что влияет на их успешность и как бизнес-ангелу найти прибыльный проект.
Артем Ратчук, студент магистерской программы «Финансовые стратегии и аналитика»
Прежде всего, мне запомнилось определение и классификация, которую дал Алексей на мастер-классе. Что стартапом могут называть как просто самую начальную стадию бизнеса, что на самом деле не стартап, так и особую бизнес-модель, суть которой в том, что она не несет дополнительных издержек от масштабирования, а только выигрывает от того, что поток «клиентов» увеличивается.
Алексей показал альтернативный взгляд на оценку экономической эффективности проектов. В бакалавриате, на парах по финансовому менеджменту, нам немного рассказывали о unit-based экономике и таких показателях, как LTV и COCA. Также на 1-ом курсе у нас был мастер-класс от KPMG, где эксперты рассказывали в том числе о гостиничном бизнесе и также в качестве показателей эффективности приводили LTV и COCA. Однако, в своей практике, а также зачастую при анализе проектов наиболее распространенными являются показатели NPV, IRR, DPP, PI. В данном случае было интересно узнать, что существует фактически целый сегмент рынка, для которого такие альтернативные показатели вместо общепринятых, оценивающие каждого отдельного клиента, доходы и расходы от него, являются одними из основных при принятии решений. При этом, как раз наиболее распространенные показатели, скорее всего, могут дать ошибочную оценку за счет сложностей в определении ставки дисконтирования, экспоненциальном росте прибыли от проекта, нестабильных денежных потоках.
Также было интересно взглянуть как происходит общение инвестора со стартапом, на какие основные аспекты бизнес-ангел обращает внимание со своей стороны – есть ли понятный рынок сбыта, есть ли у организатора собственный опыт использования своего продукта, есть ли уже какие-либо практические наработки или макеты.
Наверное, наиболее интересным было наблюдение Алексея о платформах для краудфандинга. В 2020 году, в период пандемии, мне посчастливилось участвовать в конкурсе «Молодой финансист», где мы с командой заняли первое место. Задачей конкурса было придумать новую бизнес-модель филармонии «Триумф» в период пандемии. Причем к моменту проведения конкурса «Триумф» за счет краудфандинга смог собрать 431 тысячу рублей (106% от цели). В данном случае, благодаря мысли Алексея, было бы интересно также использовать краудфандинг для более лучшего анализа целевой аудитории и использования этого при построении финансовой стратегии филармонии.
В целом, из данного мастер-класса я вынес для себя то, что не всегда в проектах ценится «экономика». Зачастую намного более важно уметь рассказать о том, как хорошо ты знаешь продукт, аудиторию, потребности рынка. Сам я, наверное, вряд ли когда-нибудь организую стартап, однако Алексей дал хорошие ориентиры – на какие параметры и аспекты смотреть, если решил в них инвестировать, какие экономические показатели могут в этом помочь, а также из каких источников можно получить больше информации для их понимания.
Варвара Дмитриева, студентка магистерской программы «Финансовые стратегии и аналитика»
Впервые я услышала про то, как инвестор ведет переговоры с потенциальными стартапами. Оказывается, в первую очередь инвестор смотрит не на экономическую эффективность, а на такие показатели как LTV и СOCA. LTV (life time value) – пожизненная ценность клиента, а COCA (cost of customer acquisition) – стоимость привлечения одного покупателя. Задача «ангельского инвестора» найти суперинтересный проект. Алексей рассказал, что смотрит именно на эти два показателя, потому что важно понять, как меняются отношения с клиентами, какой у стартапа рынок, какая потенциальная аудитория, есть ли куда расти проекту. Именно эти показатели, которые демонстрируют отношения с клиентами, для Алексея наиболее важны.
В завершение мастер-класса мы узнали, что на практике «ангельский инвестор» редко следит за операционной деятельностью проекта. Я думаю, это обусловлено тем, что для подобных инвестиций Алексей выбирает проект очень тщательно. Следовательно, после того как проект для стартапа выбран, Алексей верит в него и надеется на рост проекта. Общение с практиками на финансовые темы очень развивает наш кругозор как специалистов.
Алена Гадиатулина, студентка магистерской программы «Финансовые стратегии и аналитика»
Алексей рассказал на что стоит обратить внимание при обращении к инвесторам. В первую очередь, на наличие custdev, проведенного тестирования продукта (идеи) на пользователях, чтобы иметь понимание, решает ли продукт проблему клиента, каков портрет клиента и объем рынка. Оптимальным вариантом считается построение бизнес-модели Остервальдера и расчёт таких показателей, как LTV и COCA. Во-вторую очередь, это представление продукта, а именно, качественная презентация и захватывающее выступление, наличие адекватных положительных «следов» в сети Internet. С точки зрения инвестора – мало найти идею, без должного лидера и команды, проект может так и остаться на стадии проекта. В связи с чем, чаще всего, происходит покупка и технологии и команды, например, как это было с продуктом PlayKey компании Enaza.
При вложении средств в стартапы Алексей ориентируется на «совместную жизнь» в 1-5 лет и дальнейшую продажу проекта. В портфеле Алексея всего 5-10% успешных проектов. Инвестирование бизнес-ангелов в стартапы можно сравнить с игрой в казино. Несмотря на мою рискофобную позицию, будь у меня классная идея, я бы сыграла с Алексеем.