«Помогает идти в ногу со временем и знакомиться с цифровыми ресурсами» – итоги работы Университетского-школьного кластера
22 октября в НИУ ВШЭ – Пермь прошел заключительный семинар для 150 учителей в рамках XIV этапа деятельности Университетско-школьного кластера. В 2022 году содержание деятельности кластера было направлено на развитие цифровых компетенций учителей математики, английского языка, истории и обществознания с учетом требований к цифровизации школьного образования.
2022 год – четырнадцатый этап в развитии деятельности Университетско-школьного кластера. Проект реализуется НИУ ВШЭ – Пермь по заказу министерства образования и науки Пермского края с 2009 г. Общее тематическое направление программ повышения квалификации в 2022 году – «Управление качеством школьного образования: цифровые технологии и инструменты для создания и применения в деятельности современного учителя инновационных цифровых образовательных продуктов». Объем каждой программы составил 108 часов.
Работа учителей была организована в рамках 3 проектных мастерских: «Цифровые технологии и инструменты в деятельности учителя математики», «Цифровые технологии и инструменты в деятельности учителя английского языка», «Цифровые технологии и инструменты в деятельности учителя истории и обществознания». Внутри мастерских учителя разделились на сетевые проектные команды и разрабатывали цифровой образовательный продукт (ЦОП), направленный на цифровую трансформацию в преподавании школьного предмета.
За время обучения в кластере педагоги приняли участие в работе 5 семинаров, прошли входной и итоговый мониторинг сформированности цифровых компетенций. В завершение программы проектные команды учителей презентовали 28 разработанных цифровых образовательных продуктов и получили высокие оценки коллег. Проекты учителей размещены в цифровой образовательной среде системы общего образования Пермского края – «Библиотеке ЭПОС».
Повышение квалификации в формате кластера помогло учителям расширить знания и навыки в области цифровизации образования, получить новую информацию о современных цифровых программах, платформах и цифровых ресурсах для использования в работе, познакомиться с возможностями библиотеки ЭПОС для представления наработанного опыта.
На заключительном очном семинаре более 100 учителей заполнили анонимный рефлексивный опросник по результатам деятельности в формате кластера: оценили параметры своей эффективности в проекте по 10-балльной шкале:
- стремление повысить уровень сформированности профессиональных цифровых компетенций и навыков – ср. 9,3;
- интерес и практическая значимость программы повышения квалификации – 9,0;
- качество профессионального взаимодействия с тьюторами – 9,3;
- работа в проектной команде по разработке цифрового образовательного продукта, взаимодействие с коллегами и обмен профессиональным опытом – 8,7;
- участие в работе групповых практических занятий – 8,4;
- возможность использования учебно-методических материалов, размещенных на сайте кластера – 9,1;
- повышение уровня цифровой грамотности, уверенного использования цифровых технологий в своей педагогической деятельности – 8,6.
Елена Анатольевна Гергерт, педагог-психолог МАОУ СОШ № 22 с углубленным изучением иностранных языков, г. Пермь
Я участвую в проекте с марта 2022 года. Когда я заходила в программу, мне показалось, что она будет абсолютно бесполезна и я ничему не смогу научиться, потому что мой уровень цифровых компетенций очень низкий. В результате я научилась применению многих компьютерных технологий. Такой подход очень нравится детям. Я научилась ставить электронную подпись, пользоваться программами с интерактивными изображениями, работать в УДОБе, «оживлять» фотографии, использовать Learning App и много других ресурсов. Теперь я постоянно использую эти технологии в практике. Единственная проблема в том, что сейчас на уроках нельзя использовать телефоны, а многие программы были актуальны для проведения занятий с использованием телефоном. Когда мы ведем уроки в Zoom, мы активно их применяем.
Анна Кимерлинг, доцент кафедры гуманитарных дисциплин НИУ ВШЭ – Пермь
В этом году мы работали достаточно длительный период, поэтому была возможность тщательно подойти к разработке уроков. Программа называлась «Управление качеством школьного образования: цифровые технологии и инструменты для создания и применения в деятельности современного учителя истории и обществознания инновационных цифровых образовательных продуктов». Коротко говоря, мы обучали цифровым технологиям и инструментам, которые можно применять на уроках истории и обществознания.
На первом семинаре мы должны были разделить учителей на группы, чтобы они разрабатывали урок, который будет им интересен и который подойдет для их работы, в то же время он должен являться частью школьной программы. Сложность была в том, что они должны были в дистанционном формате работать командой. Для них это было нелегко, они использовали разные платформы: Zoom, Яндекс.Телемост. Они старались общаться и вне кластера, чтобы разработать один урок. В такой процесс включались не все: кто-то заболевал, кто-то переходил на другую работу. Учителя включались в работу достаточно активно, но многим было нелегко. Зато сейчас они нас поблагодарили за освоенные технологии и что они смогли подготовить урок все вместе.
Татьяна Владимировна Ковалева, учитель математики Гимназии № 2, г. Соликамск
Программа была очень актуальной, потому что сейчас идет цифровизация образования, создание цифровых образовательных продуктов востребовано в современной школе. Я уже умела создавать цифровые образовательные продукты, но в рамках программы освоила новые современные платформы, позволяющие включить цифровой элемент в урок. К примеру, я апробировала эти цифровые продукты на теме «Производные функции».
Фарида Фаридовна Голубова, учитель математики школы № 133, г. Пермь
Программа была посвящена цифровизации знаний, в рамках которых мы разрабатывали различные темы с применением цифровых инструментов. На программе я изучила много теоретической базы, мы совместно создавали продукт, научились разрабатывать различные виды тестов. Я сейчас преподаю у 9 класса и планирую внедрить в ЭПОС материал по теме «Арифметическая прогрессия». Задания были очень сложные, поэтому мы много времени потратили на подготовку к зачету, но все справились.
Евгения Плотникова, профессор кафедры информационных технологий в бизнесе НИУ ВШЭ – Пермь
У нас прошло 5 семинаров, 4 из них – онлайн, а пятый – очно. Между семинарами мы взаимодействовали на сайте кластера. Каждая команда работала над своим цифровым образовательным продуктом. Коллеги распределились по командам, в соответствии с интересной им темой. Проект включал инновационную систему контроля знаний, которая состояла из различных текстов по определенной структуре: входной, промежуточный и итоговый контроль. Программа направлена на активизацию учебной деятельности и повышения знаний и умений использования цифровой техники.
Между семинарами коллеги выполняли специальные задания и на очном семинаре мы обсуждали ход работы. У них было 5 контрольных точек, по которым они должны были отчитаться. Первые три контрольные точки посвящены разработке продукта, каждый член команды делал свою часть. После третей контрольной точки у нас был создан цифровой вариант продукта и началась его апробация. Коллеги обсуждали каждую часть и, если были какие-либо рекомендации, писали об этом учителям. Авторы в дальнейшем на это совместно реагировали, в итоге сложился целостный продукт. Так как цель программы – цифровизация, они загружали пробный вариант на цифровую платформу. Тьюторы апробировали этот цифровой продукт, и сейчас мы будем его прикреплять в ЭПОС, чтобы учителя Пермского края в дальнейшем его использовали. Надеемся, что ЭПОС внедрится в общую работу и эти цифровые продукты могут использовать учителя по всей России.
Максим Юрьевич Бовыкин, учитель английского языка Лицея № 1, г. Кунгур
Программа была посвящена современным цифровым тенденциям в образовании, поэтому она была очень актуальной и полезной. Мы научились разрабатывать цифровые продукты, работать в программе, организовывать дистанционную работу и использовать новые приложения и сайты. Некоторые элементы разработанного цифрового продукта я уже опробовал на своих учениках 7 класса.
Яна Анатольевна Грищук, учитель английского языка школы № 12
Сейчас занятия переходят в цифровые пространства, и учителям не хватает информированности и практики, чтобы освоить и познакомиться с большим списком цифровых образовательных ресурсов. Я освоила много новых для меня программ, научилась структурировать материал с использованием цифровых ресурсов. Конкретно в этом полугодии нас познакомили с российскими аналогами цифровых ресурсов, которые заменили программы, ушедшие с нашего рынка. Они совместимы с ЭПОСом, многие из них являются взаимозаменяемыми. Я уже давно работаю с цифровыми ресурсами в школе, но в ограниченном объеме. После освоения новых ресурсов применение цифровых технологий стало встречаться гораздо чаще в моей практике. Если раньше я применяла их только на старшей школе, то теперь внедряю и в младшие классы, потому что узнала и научилась работать с платформами, которые подходят для детей.
Для меня кластер – всегда большое событие, я всегда стремлюсь сюда попасть. Когда в нашу школу поступают приглашения, я участвую. Здесь всегда однозначно дается много практической информации и, что мне особенно нравится, здесь заставляют учиться думать и осваивать новые инструменты. Процесс обучения выстроен таким образом, что здесь нет шансов отсидеться и послушать. Ты все равно пропустишь этот материал через себя, потому что вся система заданий и контроля выстроена таким образом, что сможет организовать контроль для любого человека.
Из рефлексивных опросников учителей по результатам обучения в кластере в 2022 г.
Учителя математики (отзывы из анонимных опросников)
- Данный курс отличается от всех ФПК, на которых я была ранее. Полный восторг. Во-первых, очень четкая организация. Во-вторых, сама тематика подобрана с большим знанием проблем учебного процесса. Форма проведения в виде тренингов, особенно для преподавателей, наверное, самая подходящая. Спасибо за учебу, было очень интересно и познавательно.
- Есть возможность не только теоретически познакомиться с различными платформами, но и сразу же попробовать поработать на данных платформах.
- Полезная информация, классификации тестов, работа в гугл-классе, разные виды сайтов для разработки своих тестов.
- Второй раз принимаю участие в кластере, и каждый раз узнаю, а потом и использую что-то новое.
- Большой обзор сайтов и платформ, которые можно применять учителю в своей работе в школе.
- Показывают различные образовательные платформы, разные возможности, например, создания тестов, оказывается в мире столько всего нового, важного, интересного!
Учителя английского языка (отзывы из анонимных опросников)
- Помогает идти в ногу со временем и знакомиться с цифровыми ресурсами.
- О многих ресурсах впервые узнала благодаря участию в кластере, научилась создавать электронные продукты.
- Много новой интересной информации, которую можно использовать для интерактивных уроков.
- Научилась создавать интерактивные задания на разных платформах.
- Считаю формат деятельности кластера в 2022 году результативным. Выражаю слова благодарности тьюторам и организаторам!
Учителя истории и обществознания (отзывы из анонимных опросников)
- Узнал много полезных инструментов и новых программ для работы на уроках.
- Многие преподаватели познакомились с новыми технологиями, это успех.
- Повысила уровень цифровых компетенций, открыла для себя новые цифровые ресурсы, познакомилась с коллегами из других школ.
- Взаимодействие в команде очень понравилось, нашлись коллеги, с которыми было интересно. Много практико-ориентированной информации. Не нужно далеко ехать, можно работать, не выходя с работы. Очень приятные тьюторы! Новые инструменты для работы на уроке. Команда подобралась очень позитивная. Спасибо всем!
- Интересный формат дистанционного обучения, отличная помощь куратора, интересные разработки уроков получились. Огромное спасибо! Очень нравятся курсы, которые проводит ВШЭ!
- Благодарю всех организаторов за прекрасные и содержательные курсы! Удачи и успехов в дальнейшей работе!