Практики бизнеса в аудитории: студенты пермского кампуса НИУ ВШЭ научились оптимизации бизнес-процессов с наставниками компании «Уралхим»
В Высшей школе экономики обучение выстраивается по принципу «learning by doing» – теоретические знания студенты сразу применяют в реальных бизнес-задачах. На бакалаврской программе «Управление бизнесом» (сейчас – Международный бакалавриат по бизнесу и экономике) это реализуется через проекты, курсовые, практики. Студенты 4 курса выполнили прикладной кейс вместе со специалистами по повышению операционной эффективности филиала «ОЦО» компании «Уралхим».
В рамках дисциплины «Дизайн бизнес-процессов» представители компании провели мастер-класс и семинарское занятие по оптимизации и балансированию процессов в индустриальном бизнесе. Эксперты филиала «ОЦО» показали и детально обсудили со студентами проекты повышения операционной эффективности на предприятиях двигателестроительной и химической отрасли: объяснили важные нюансы, погрузили в инсайты, рассмотрели возможные решения. С помощью конкретных примеров на реальных данных и собранной статистики студенты научились составлять карты процессов, считать ключевые показатели, выявлять «узкие» места и удерживать ресурсы производства в балансе.
Для закрепления знаний на практике ребята решили прикладной кейс, связанный с процессным управлением на перерабатывающем предприятии. Главное задание заключалось в том, чтобы определить – нужно ли инвестировать в покупку нового оборудования или можно управленческими решениями повысить производительность процесса? Работая в командах, студенты рассчитывали важные показатели, анализировали процесс и предлагали сценарии его улучшения. В итоге, студенты вместе с наставниками из филиала «ОЦО» пришли к решению, что повысить эффективность производственных процессов и выйти на экономию в несколько десятков миллионов рублей можно с помощью управленческих решений, оптимизации ресурсов, не привлекая дополнительных инвестиций.
Анна Шило, студентка программы «Управление бизнесом»
Недавно к нам на семинар по дисциплине «Дизайн бизнес-процессов» приходили практики в данной области из компании «Уралхим». Они очень интересно рассказали о своих кейсах улучшения бизнес-процессов в компании.
Кроме этого, эксперты объяснили теорию по оптимизации бизнес-процессов, которая затем помогла в решении кейса. Он был связан с процессным управлением на перерабатывающем предприятии и с принятием решения о покупке нового оборудования для компании. Время за решением кейса пролетело очень быстро. Мы узнали как рассчитывать многие показатели эффективности станков компании и на основе этого принимать взвешенные решения о том, какой из них необходимо заменить на новый. В целом, самое интересное было разобраться в том, почему планируемый объем производства не всегда достижим с учетом эффективности оборудования.
Таким образом, я лично и, думаю, многие ребята получили удовольствие от такого погружения в реальные бизнес-процессы компаний и решение кейса. Я считаю, что такие семинары нужно и важно проводить чаще, ведь практика является неотъемлемой части нашей учебной программы.
Николай Сальников, менеджер группы по повышению операционной эффективности филиала «ОЦО» «Уралхим»
Сотрудничество с НИУ ВШЭ мы ведем по двум направлениям – это проведение мастер-классов по Lean-инструментам и реализация совместных проектов для решения реальных производственных задач компании.
На мастер-классах студенты проявляют неподдельный интерес к методам и подходам улучшения бизнес-процессов компаний, задают вопросы после теоретической составляющей: чаще всего это вопросы с видимым пониманием проблематики процесса.
Благодаря совместной реализации проекта наша компания получает возможность взглянуть на свои задачи новым, незамыленным взглядом молодых аналитиков. И этот подход работает. На последнем совместном проекте мы смогли разобраться в повышении эффективности работы лаборатории ВМУ(«Воскресенские минеральные удобрения») и предложить точки роста при проведения анализов.
Дмитрий Артемьев, академический руководитель программы «Международный бакалавриат по бизнесу и экономике»
Как сделать лекции и семинары более привязанными к бизнесу? Кейсы, задания к семинарам, вопросы для обсуждения, проблемно-ориентированные эссе – это все важно. Но вряд ли что-то заменит реальный опыт, интегрированный в ежедневные занятия. Именно такой подход мы реализуем на программе, приглашая практиков для проведения мастер-классов.
Не так давно студенты 1 курса программы «Управление бизнесом» на дисциплине «Маркетинг» приняли участие в мастер-классе от руководителя проектов в ПепсиКо и выполнили сквозной кейс. Что может быть лучше для формирования прикладных компетенций студентов, чем контрольная точка, которая разработана и проведена представителем глобальной компанией?!
А студенты 4 курса на весенней сессии 2022 сдали экзамен, защитив кейс от консалтинговой компании SBS-Consulting, соревнуясь со студентами Вышки из Нижегородского кампуса. Неплохой результат показали, между прочим!