Алексей Грибанов
«Для себя я выбрал Высшую школу экономики: это отличный уровень преподавания, высокий авторитет вуза, качественные знания и современные подходы в обучении».
Алексей Грибанов в 2007 году окончил Высшую школу экономики в Перми. Работал генеральным директором медицинской страховой компании «АСКО-Диос-Мед».
С 2000 года депутат Пермской городской думы, с 2006 года – председатель комитета Пермской городской Думы по социальной политике. С 2006 года являлся генеральным директором ООО «Управляющая компания "Пермская модель комфорта"». С 2011 года работал заместителем генерального директора ООО «Центр эффективного управления» и депутатом Пермской городской Думы V созыва.
С июля 2012 года – заместитель главы администрации Перми.
– Алексей Анатольевич, до момента поступления в Высшую школу экономики Вы уже имели опыт работы на руководящей должности: возглавляли медицинскую страховую компанию. Что Вас мотивировало получить дополнительное образование и пойти учиться в ВШЭ?
– Действительно, у меня уже был управленческий опыт. По первому образованию я врач. Работал на руководящих должностях в системе здравоохранения, справлялся с очень многими задачами. Но время стало диктовать новые требования: директор страховой медицинской компании просто обязан иметь экономическое образование. Для себя я выбрал Высшую школу экономики: это отличный уровень преподавания, высокий авторитет вуза, качественные знания и современные подходы в обучении. Мне нравится, что Вышка никогда не стоит на месте в образовательном процессе, здесь внедряются новые программы, вводятся новые учебные дисциплины. Такое динамичное и последовательное развитие позволяет Высшей школе экономики неизменно входить в число сильнейших учебных заведений не только Перми, но и России.
– Вами было выбрано направление «Менеджмент» вечерне-заочного факультета экономики и управления. Что именно Вы хотели получить от данной программы?
– Как правило, студент обладает теоретическими знаниями, а потом ему нужно научиться применять их на практике. У меня же, наоборот, имелся жизненный и профессиональный опыт. Но была необходимость укрепить знания теорией, чтобы совершенствовать свою работу. Во время обучения я убедился, что знания, полученные в ВШЭ, можно сразу применять на практике.
– Какие впечатления остались от обучения? Оправдались ли Ваши ожидания в отношении качества образования?
– Безусловно, оправдались. Сбалансированная программа обучения, интересные и яркие преподаватели. Мой новый запас знаний стал значительным и весомым дополнением к накопленному опыту.
– Какие навыки, полученные во время учебы, пригодились Вам в работе на посту председателя комитета городской Думы по социальной политике и генерального директора управляющей компании?
– Трудно однозначно ответить на этот вопрос. Председатель комитета городской Думы по социальной политике вырабатывает стратегические подходы в решении вопросов образования, культуры, социальной защиты населения, спорта. Добавьте к этому разработку городских программ и нормотворческих документов, серьезную работу с бюджетом города, распределение по отраслям, контроль за его исполнением. Как сделать так, чтобы доходы превышали расходы, чтобы хватало средств на решение очень важных социальных задач? Знаете, есть даже такая мрачная шутка: «Бюджет – это равномерное распределение разочарований». Все знают, что бюджет социально ориентирован, и в то же время – денег в нем постоянно не хватает.
Задача директора управляющей компании иная, скорее, тактическая: создать жителям комфортные условия проживания при тотальном дефиците средств. Стопроцентного сбора платежей населения за жилищно-коммунальные услуги мы, наверное, еще очень долго не достигнем. А ремонтировать крыши, менять электропроводку и трубы надо уже сегодня. Необходим был новый подход к управлению жилищным фондом. Сложно изменить психологию людей, которая прививалась десятилетиями, убедить их в том, что отныне, как прописано в федеральном законодательстве, дом – это их собственность, которой мы, как операторы, управляем. Именно они должны диктовать нам условия, по которым мы обязаны работать. Здесь мне очень пригодился опыт политика и менеджера, чтобы выстроить отношения с жителями, с ресурсоснабжающими, с подрядными организациями. Наша компания уверенно и быстро заняла лидирующие позиции в сфере ЖКХ города Перми, мы получили в управление самый большой жилищный фонд.
– С 2011 года Вы были еще и заместителем генерального директора ООО «Центр эффективного управления». В чем заключается деятельность этого Центра?
– Эта организация является учредителем нескольких управляющий компаний. Холдинг, который координирует их работу, выстраивает партнерские отношения с поставщиками коммунальных услуг, оказывает методическую и консультативную поддержку управляющим компаниям. В одиночку им достаточно сложно решать те проблемы, которые сегодня возникают на рынке жилищно-коммунальных услуг. Холдинг позволяет эффективней управлять, обмениваться передовыми технологиями.
– Сейчас Вы работаете в администрации города, возглавляете функционально-целевой блок «Развитие человеческого потенциала». Расскажите о Вашей деятельности. Какими реализованными проектами за время работы Вы гордитесь. Что удалось осуществить, что планируете?
– Поскольку я в течение десяти лет был депутатом городской Думы, в статусе председателя комитета курировал социальный блок, то я знаком со многими вопросами этого направления. Стараюсь доказывать своим коллегам в администрации и депутатам, что надо строить детские сады, физкультурно-оздоровительные комплексы, ремонтировать школы и больницы, выделять деньги на культуру. Не скажу, что всегда и во всем находим полное взаимопонимание, но удается выстроить конструктивный диалог.
Успехи есть. Впервые за много лет мы взялись за строительство нового корпуса Дягилевской гимназии. Начались работы по строительству универсального Дворца спорта в Свердловском районе (ул. Обвинская). В прошлом году был сдан новый корпус детской клинической больницы, оснащенный самой современной лечебно-диагностической техникой. Мы создали четыре профильные инновационные школы для того, чтобы вести качественную подготовку наших выпускников. Это уникальные образовательные программы: инженерная – в школе № 16, IT – в школе № 10, дизайнерская – в школе № 43, спортивная – в школе № 32. Подготовлен также проект строительства лицея № 10, который входит в Университетский округ НИУ ВШЭ. Сейчас мы работаем в тесном сотрудничестве с Высшей школой экономики по исследовательскому направлению. Так, планируем реализовать совместный проект по анализу развития человеческого потенциала.
– Какие компетенции Вы считаете самыми важными для руководителя?
– Во-первых, профессионализм. Управленец должен понимать, что и как он делает. Во-вторых, руководитель должен обладать достаточно обширными знаниями в экономике, политике, юриспруденции.
Что касается работы в администрации города, то мы должны сделать все возможное для повышения качества жизни населения, чтобы пермяки, особенно молодежь не уезжали, а оставались здесь жить и работать. Кстати, отмечу, что в последнее время в Перми обозначилось положительное сальдо миграции населения.
Нам предстоит решить серьезные и непростые инфраструктурные задачи: строительство аэропорта, железнодорожного вокзала, зоосада. Принято решение о капитальном ремонте Дворца спорта «Орленок». Если летом успеют отремонтировать ледовое покрытие, то российские фигуристы Вера Базарова и Юрий Ларионов вернутся осенью в Пермь.
– Приведите пример сложного решения, которое Вам пришлось принять?
– Мне кажется, что такие решения каждому руководителю приходится принимать довольно часто. Главное, чтобы это решение было правильным и профессиональным.
– Молодым людям интересно получить ценные советы от опытных людей. Что Вы порекомендуете выпускникам Высшей школы экономики, которые хотят построить успешную карьеру?
– Надо быть неравнодушными и активными, не бояться ставить большие цели и двигаться к ним. Когда ты просто приходишь на работу, отбываешь там положенное время и уходишь, то тебя никто и никогда не заметит. Нужно брать на себя ответственность за решение вопросов. И тогда (я не говорю, что сразу) у вас все непременно получится!