Экспорт образовательных услуг: что может стать драйвером развития регионов?
В рамках Международного экспортного форума-2022 состоялся круглый стол «Экспорт образовательных услуг: кто сможет поучиться у российских регионов?». Ректоры вузов и представители региональной власти обсудили, что региональные университеты могут предложить миру с точки зрения образования и как превратить уникальные компетенции по обучению студентов в эффективную экспортно-ориентированную отрасль. Спикерами выступили директор НИУ ВШЭ – Пермь Галина Володина и директор НИУ ВШЭ – Нижний Новгород Анна Бляхман.
Модератор круглого стола, начальник управления международных связей, ФГАОУ ВО Пермский национальный исследовательский политехнический университет Юлия Суркова обозначила, что в программе развития социально-экономического развития России до 2030 года закреплено увеличение в 1,5 раза иностранных студентов в вузах и на программах дополнительного образования. На сегодняшний день в Пермском крае проходят обучение более 5 тысяч иностранных студентов из 50 стран мира. Специфика региона состоит в том, что у нас в основном обучаются студенты из дальнего зарубежья на контрактной основе. В этом ли состоит перспектива экономического роста университетов? И в каком направлении вузам необходимо развивать взаимодействие с другими странами? Ответы на эти вопросы стали главной темой для обсуждения на круглом столе.
Заместитель министра образования и науки Пермского края Екатерина Черепанова рассказала о том, что регион подал заявку на строительство межвузовского кампуса – это стратегический проект, направленный на развитие экспорта образовательных услуг в регионе. В сентябре был открыт Пермский региональный центр иностранных обучающихся. Директор центра Ольга Гончарова объяснила, что основная цель ведомства – это также увеличение экспорта образовательных услуг посредством социализации и адаптации иностранных обучающихся всех образовательных организаций края.
Директор НИУ ВШЭ – Нижний Новгород Анна Бляхман обозначила несколько важных моментов, влияющих на развитие сферы экспорта образовательных услуг.
Во-первых, это кооперация вузов. Эксперт обозначила, что как раз в этом направлении меняется позиционирование и продвижение образовательных программ на уровне Нижегородской области. Это помогает «подсветить конкретные точки на карте России для наших возможных партнеров из других стран».
Во-вторых, перспективы развития Анна Бляхман видит в выстраивании образовательной траектории иностранного студента так, чтобы часть ее составляла обучение на родине. Для этого могут использоваться, например, сетевые образовательные программы.
«Мы недавно встречались с узбекскими и армянскими коллегами. Для них очень важно поднимать с одной стороны уровень науки и образования, а с другой стороны – сохранить талантливых ребят у себя».
НИУ ВШЭ в Нижнем Новгороде: Директор филиала
В-третьих, директор нижегородской Вышки уверена, что к подготовке студентов необходимо привлекать представителей реального сектора экономики. В Высшей школе экономики уже наработана серьезная практика в этом направлении.
«Центром должно стать проектное обучение – когда руководитель предприятия формулирует задачу, а образовательные институции отвечают на эту задачу, готовя студентов».
НИУ ВШЭ в Нижнем Новгороде: Директор филиала
В целом, стратегия позиционирования, по мнению Анны Бляхман, должна строиться в русле коллабораций между образовательными институциями и проектных решений с привлечением реального сектора экономики.
Тезисы Анны Бляхман поддержала и директор пермского кампуса НИУ ВШЭ Галина Володина, которая поделилась идеями для выстраивания стратегии позиционирования вузов на образовательном рынке стран ближнего зарубежья. Галина Емельяновна отметила, что необходимо в ближайшие годы активно развивать взаимодействие со странами СНГ, поскольку они к нам близки и территориально, и культурно, и настроены на сотрудничество. Директор пермского кампуса обозначила несколько важных особенностей налаживания связей, в первую очередь, потребность университетов во взаимных научных исследованиях и обмене опытом.
«Университетам из стран СНГ необходимо предлагать консалтинг, межвузовские проекты научных лабораторий, совместные выступления на научных конференциях и публикации. Им очень важно попасть в мировые научные рейтинги, и это можно сделать с помощью совместных исследований».
НИУ ВШЭ в Перми: Директор филиала
Кроме того, Галина Емельяновна подчеркнула, что есть запрос и на обучение учителей: «В Узбекистане, например, после перестройки выпало общее образование, потому что дети на полях хлопок собирали. И уровень образования намного ниже. Если мы говорим о сотрудничестве, то начинать необходимо со школы».
Директор пермского кампуса НИУ ВШЭ обратила внимание на то, что вузы могут поделиться с университетами других стран своими новациями, например, в Вышке это работа с Big data, проектное обучение, русский язык как иностранный и т.п.
«Я думаю, каждый университет найдет те новшества, которые можно предложить вузам других стран. Если выстраивать сотрудничество специализированно, исходя из потребностей образовательных организаций, то через несколько лет мы увидим увеличение притока к нам иностранных студентов».
НИУ ВШЭ в Перми: Директор филиала
Ректор Кировского государственного медицинского университета Лев Железнов поделился уникальным опытом контрактного обучения иностранных студентов из дальнего зарубежья. Эксперт также обозначил проблему методического сопровождения обучения иностранных студентов и предложил провести на эту тему региональный форум.
Ректор Башкирской академии государственной службы и управления при главе Республики Башкортостан Данияр Абдрахманов в своем выступлении сделал акцент на развитии цифровой образовательной среды. Именно в этой сфере спикер видит огромный потенциал для развития рынка экспорта образовательных услуг.
Начальник сектора «Эксплуатация и нефтедобыча» НОЦ ГиРНГМ ПНИПУ Кирилл Вяткин рассказал об идее создания и результатах работы Пермского НОЦ – это площадка взаимодействия вузов и компаний. Сейчас в НОЦ 5 приоритетных научных проектов. А руководитель проектов ООО «СмартГидроКомпани» Татьяна Леснова представила программу «Сити-фермер 3.0» по популяризации современных сельскохозяйственных профессий для дошкольников, школьников и студентов.
В результате обсуждений эксперты пришли к выводу, что для эффективного развития экспорта образовательных услуг необходима кооперация учебных заведений, а также взаимодействие действующей промышленности и реального сектора экономики с университетами.