«Нужно просто по-настоящему любить свой предмет и уважать тех, кто его изучает»
В пермском кампусе НИУ ВШЭ поздравили лучших преподавателей 2022 года, выбранных студентами в ходе голосования в рамках студенческой оценки последнего модуля. Мы поговорили с победителями о конкурсе и о том, в чем они видят секрет успешного преподавания.
Екатерина Дерябина, доцент кафедры гражданского и предпринимательского права
Я не ожидала победы в конкурсе, так как для меня главное в учебном процессе – конечный результат, отраженный в полученных знаниях студентов.
По-моему мнению, секрет успешного преподавания: нужно любить то, что ты преподаешь, желать продолжать учиться самой, уметь объяснить сложные вопросы доступным и простым языком (что, кстати, совсем не просто) и уважительно относиться к студентам.
«Фишек» в обучении студентов у меня особых нет. Предпочитаю использовать диалог во время лекций и групповые формы работы во время практических занятий, которые психологически сближают студентов и способствуют формированию позитивного микроклимата в группе.
Влада Яркова, преподаватель департамента иностранных языков
Я не ожидала, что стану лучшим преподавателем, я просто делала свою работу, старалась создать максимально комфортную среду для своих студентов, старалась их поддерживать в каких-то моментах. В начале учебного года мы все полны энтузиазма, а в завершение года он уже проходит, да и в принципе учебный процесс достаточно сложная вещь. Я считаю, что студентам нужно помогать, поддерживать, объяснять все, показывать как свои профессиональные, так и личные качества.
Ольга Антинескул, доцент департамента иностранных языков
Я никогда не ставлю перед собой цели «победить» и стараюсь не формировать в сознании никаких ожиданий. Свою главную задачу я вижу в том, чтобы качественно, с максимальной отдачей делать свое любимое дело, чтобы, находясь в сжатых временных рамках учебной программы, по возможности успеть поделиться теми навыками и лайфхаками, которым научила жизнь и многолетняя практика общения на английском языке, в том числе в международной корпоративной среде. И я бесконечно благодарна своим студентам за высокую оценку моей работы, за тот удивительный путь, который мы прошли вместе, за теплые слова, которые окрыляют и дают силы двигаться дальше.
Секрет успешного преподавания, мне кажется, в том, что нужно просто по-настоящему любить свой предмет и уважать тех, кто его изучает. Ну и быть профессионалом, естественно: всегда помнить, что иностранный язык требует постоянного тренинга – так же, как музыка, балет или спорт.
Я уверена, что фишек у любого преподавателя множество, но к важнейшим факторам, имеющим стратегическое значение, я бы отнесла осознанное, целенаправленное выполнение каждого задания. Ни одна фишка не сработает, если у студента не будет четкого понимания того, зачем она нужна и как конкретно может помочь ему в реализации общей задачи курса.
Дмитрий Кашин, старший преподаватель департамента менеджмента
Я очень благодарен студентам за то, что они выбирают меня 3 года подряд. Буду и дальше стараться оправдывать надежды и повышать свои навыки преподавания.
Для меня успешное преподавание – это быть человечным, отвечать на просьбы, стараться делать это оперативно, чтобы студенты чувствовали, что им не только дают знания, но о них заботятся. Важно консультировать студентов, помогать им в организационных вопросах. И, конечно, огромную роль играет качество подачи материала. На мой взгляд, все это очень ценится студентами.
Дмитрий Туляков, доцент департамента иностранных языков
Я совсем не ожидал увидеть себя в списке лучших преподавателей, потому что сам своё преподавание в этом году я бы высоко точно не оценил. Много занятий было онлайн, а в преподавании языка это очень сказывается. К сожалению, я так и не смог как следует адаптироваться к онлайн-обучению, а когда часть занятий идет очно, а часть удаленно, еще сложнее. Сейчас у меня чувство, что связь со многими группами и студентами в прошлом году сложилась не до конца (по моей вине, разумеется). Всегда хочется создать комфортную образовательную среду и сделать так, чтобы всем было удобно и интересно. Когда не получается или не хватает сил, искренне расстраиваешься. С другой стороны, студенты, конечно же, видят процесс не так, как преподаватель и, может быть, у них от прошедшего года совсем другие впечатления.
Звучит глупо, но преподавание -- это всегда немножко больше, чем преподавание. За модуль или год или два нельзя никого научить, например, иностранному языку. Кто-то говорит, что научить вообще ничему нельзя – можно только научиться. Мне кажется, в этом есть доля правды, и одна из задач преподавателя – сделать так, чтобы студенты захотели научиться и показать им, как это делать. Мне бы хотелось, чтобы мои студенты учились не потому, что они в университете, пришли на пару и должны сдавать сессию – а потому, что они видят ценность в обучении и им это нравится. Если студент не только делает прогресс в обучении, но и любит мой предмет, и если эта любовь делает жизнь студента лучше, для меня – это успех.
Я не очень верю в фишки, а педагогические инструменты и стратегии настолько специфичны и разнообразны, что вряд ли есть смысл о них говорить. Из чего-то общего: в преподавании мне всегда интересен студент как личность – его жизнь, идеи, взгляды, ценности. И мне всегда хочется дать своим ученикам понять, что язык – это не внешний инструмент общения, который можно достать из тумбочки или положить в неё, а способ бытия в мире, незаменимая способность выразить (или даже найти) себя.
Юлия Зарипова, преподаватель департамента менеджмента
Победа в конкурсе — значимый стимул для развития академической карьеры в родном кампусе Высшей школы экономики. Для меня это неожиданное, но очень приятное событие. Я благодарна коллегам, которые поддерживали меня в первый год работы в качестве преподавателя, а также студентам, вдохновляющим своей активностью и целеустремленностью, мотивирующим к поиску новых форматов ведения семинаров и интересных задач.
Ольга Ерахтина, доцент кафедры гражданского и предпринимательского права
У меня нет каких-то особых стратегий и тактик. Уверена, что хорошая лекция – это прежде всего качественный контент, за которым стоит кропотливая, системная и зачастую многолетняя работа. Безусловно, лекция должна быть интересной студентам. Какой бы полезной ни была бы лекция, на взгляд преподавателя, если она не интересна студентам, общее время потрачено впустую. К счастью, для меня, как преподавателя отраслевых юридических дисциплин, нет особых сложностей в решении данной задачи. Студенты понимают полезность отраслевых дисциплин для будущей профессиональной деятельности, а мне остаётся только поддержать этот интерес. Обязательно сопровождаю сложный теоретический материал практическими примерами, это показывает актуальность рассматриваемых на лекции вопросов.
Для меня очевидно, что нет ничего практичнее хорошей теории, глубокие знания гражданского права помогут выиграть самый сложный судебный спор. Стараюсь, чтобы это стало очевидным и для наших студентов.
Ольга Викентьева, доцент кафедры информационных технологий в бизнесе
Про победу в конкурсе я не думала, а просто старалась качественно выполнять свою работу. Для меня секрет успешного преподавания в том, чтобы любить тот предмет, который преподаешь.
Я уже много лет преподаю программирование, это не просто дисциплина, это определенный способ анализировать информацию. Именно это я и стараюсь объяснять студентам в рамках курса. Нужно понимать не только какие операторы надо написать в программе, но и как эти операторы работают, и почему эта программа будет работать таким образом. Ну и мне нравятся наши студенты. Большинство из них учатся с удовольствием, надо только показать им правильное направление, в котором нужно двигаться, чтобы стать хорошим программистом.
Елена Зуева, доцент департамента менеджмента и департамента экономики и финансов
На мой взгляд, успешное преподавание – это постоянная работа над материалом, постоянное его обновление, углубление. И еще: не читаю курсы по бумажкам, просто не умею. Молодым преподавателям именно этого и желаю: никогда не считать, что разработал курс раз и навсегда, обновлять его, а еще, конечно, стараться преподнести материал доходчиво. В общем, достаточно банальные рекомендации, но что делать, так было во все времена в нашей профессиональной деятельности.
У нас мотивированные, умные, подготовленные студенты. Главное для меня – совпадение стереотипов мышления, и это совпадение я нашла именно здесь – и с коллегами, и со студентами. Это не значит, что все мыслят одинаково. Это значит, что мы на одной волне.
Юлия Караваева, доцент кафедры гражданского и предпринимательского права
Получение высокой студенческой оценки для меня было неожиданным. В течение года не задумываешься о таком приятном «завершении» дисциплины, а когда это случается, то, в первую очередь, появляется понимание того, насколько выше стала твоя личная «планка» преподавания: когда студенты настолько доверяют, хочется иметь максимально содержательные и интересные для аудитории занятия. А еще, конечно, в очередной раз испытала благодарность к тому заинтересованному студенчеству, без которого качественный семинар не получить.
Я и сама хотела бы знать секрет успешного преподавания, поскольку им не владею: ничего особенного, я считаю, я не делала – мы вместе со студентами в течение года изучали уголовное право, криминологию и правоохранительные органы. Преподаватель все же не энциклопедия, поэтому подготовка к парам и вопросы студентов на занятиях – это отличная возможность приумножить профессиональные знания, а во время дискуссий на семинарах рождается если не истина, то новые аргументы точно. Кстати, именно по этой причине я отношусь к студентам как к коллегам – к коллегам по изучению этих дисциплин.
Обсуждение в формате дискуссии – на мой взгляд, это оптимальный способ проверки знаний на юридических дисциплинах, поскольку судебная практика подкидывает примеры альтернативных приговоров по аналогичным делам. По большому счету, единственно верного решения нет, есть наиболее полная и логичная аргументация – в этом и состоит смысл дискуссии: найти нужное и подать вовремя. Всегда предупреждаю студентов, что постоянно буду им оппонировать – азартные «зажигаются» и втягивают в обсуждение остальных: очень часто одергиваю себя, поскольку тоже ухожу в него «с головой».
Кроме того, в целях проверки остаточных знаний я использую тесты: например, на уголовном праве (почти) каждый семинар начинается с небольшого теста по теме предыдущего занятия. Считаю, что это неплохая возможность актуализировать знания, а нацеленные на высокие показатели студенты еще раз перечитают нормативку и теорию накануне.