Проект EconometriQuiz: изучение эконометрики в формате квиза
Курс по эконометрике для студентов – один из самых сложных: необходимо освоить огромный объем знаний, запомнить множество терминов, формул, моделей и научиться применять их на практике. Преподаватель департамента экономики и финансов, научный сотрудник Международной лаборатории экономики нематериальных активов Григорий Теплых придумал способ повысить интерес студентов к дисциплине – командная интеллектуальная игра по эконометрике в формате квиза. Проект EconometriQuiz стал победителем весеннего конкурса ФОИ.
Проект был опробован у студентов 3 курса программы «Экономика». В июне прошел квиз, который состоял из 7 туров: разминка, анаграммы, пары, «Что? Где? Когда?», визуальный, языки мира и финальный. Это были разнообразные задания на сообразительность, логику, интуицию, креативность, юмор, задачки с подвохом и т.п., которые прямо или косвенно затрагивали эконометрические темы. Всего в игре приняли участие 9 команд и 50 студентов.
Результаты квиза у студентов 3 курса:
1 место – «Пэрис» (Головина Юлия Александровна; Козловская Полина Александровна;; Марканова Дарья Алексеевна; Носкова Софья Александровна Промина Мария Александровна; Савватеева София Максимовна).
2 место – «Лолипоп» (Базикова Анастасия Рифкатовна, Заворохина Анна Павловна, Камалендинова Светлана Сергеевна, Лоскутова Екатерина Сергеевна, Соснина Виктория Игоревна, Хлопенкова Полина Андреевна).
3 место – «Я просто моральная поддержка» (Баженов Павел Александрович; Епанов Владислав Игоревич; Иванов Егор Александрович; Назарова Екатерина Александровна; Тюрикова Александра Михайловна; Худякова Ксения Алексеевна).
Мы попросили Григория Теплых подробнее рассказать о своем проекте.
Почему вы выбрали формат квиза?
Здесь есть две причины. Во-первых, курс «Эконометрика» для экономистов довольно большой и сложный. Сам по себе курс невероятно полезен, предоставляя инструментарий для курсовой работы, а, в конечном счёте, и для дипломного исследования. Однако при этом студенты жаловались на его сложность и недостаточную интересность подачи. Они осваивают огромный объём материала, включая множество терминов, формул, методов и моделей. Кроме того, им предстояло всего через пару недель писать экзамен. Хотелось как-то отойти в сторону от задач, практических примеров и кодов. Напрашивался самый простой вариант – развлекательное мероприятие, например, в виде тематической игры.
Во-вторых, сам я давно занимаюсь интеллектуальными играми и, пожалуй, неплохо разбираюсь в них. В качестве игрока даже являюсь действующим чемпионом края по спортивной версии «Что? Где? Когда?». Также есть некоторый авторский, редакторский и организаторский опыт. Например, некоторое время руководил клубом интеллектуальных игр в пермском кампусе. Вот я и подумал – почему бы не совместить приятное с полезным и не вернуться к организации игр хотя бы в рамках преподавательской деятельности? Так и возникла идея тематического турнира по эконометрике.
Правда, возник вопрос – какой именно формат игр задействовать. Наиболее удобным мне показался именно формат квиза – наподобие современных барных викторин (Квиз Плиз, Лига Индиго, Мозгобойня, Джек Квиз и т.п.). Он довольно гибкий, позволяет совмещать разные типы заданий – текстовые, визуальные, аудио/видео, с раздатками и т.п. Но что более важно – он более живой и эмоциональный, чем например, «Своя игра» или «Что? Где? Когда?». Задания получились, на мой взгляд, разнообразными. Были вопросы на логику, эрудицию, интуицию, визуальные ассоциации, ребусы, задания на расстановку соответствий, игры со словами (например, анаграммы) и т.п. Также включил несколько традиционных эконометрических задач, но специально отбирал самые хитрые, с коротким, но не очевидным решением.
Как вы оцениваете результаты?
С авторской точки зрения, я доволен получившимся игровым пакетом. Всё, что хотел включить, – не получилось (например, не было аудио и видео вопросов) – но это, скорее, следствие ограниченности времени турнира. Опытная команда тестеров помогла довести пакет вопросов до ума. Если им что-то не нравилось – я удалял вопросы или сильно их перекраивал. Как следствие, большинству студентов турнир понравился, что подтвердили как устные отзывы, так и проведённый опрос.
Сложно рассчитывать на непосредственную прямую отдачу от интеллектуальных игр в образовании. Всё-таки задания на них обычно подбираются максимально необычные и нестандартные – как раз так, чтобы было интересно. Однако, на практике освоение любого, даже самой сложного, курса и применение полученных на нём знаний во многом основано на шаблонах и рутине. Например, ключевые навыки и умения, осваиваемые в курсе эконометрики, – это работа с набором довольно стандартных тестов, методов и моделей. Для этого вполне достаточно, чтобы студент просто вывел несколько формул, разобрал спектр возможных задач (пусть и довольно большой) и оценил ряд моделей в одном из статистических пакетов. Всё это вполне алгоритмизируемо.
Хотя, несомненно, польза от игр тоже есть. Просто она косвенная и опосредованная. Во-первых, это психологический аспект – если студенты будут знать про интересные игры и целенаправленно к ним готовиться – это может мотивировать учиться лучше. Похожий позитивный эффект может возникнуть уже и постфактум после турнира. Студенты могут взглянуть на полученные знания с новой стороны. Во-вторых, игра развивает умение нестандартно мыслить и выходить из плоскости. В-третьих, она развивает навыки командной работы. Может, эти скиллы не так важны для каждого конкретного курса, но всё же заметно повышают общую личностную и профессиональную ценность. Наконец, квиз – это внеучебное мероприятие, позволяющее немного расслабиться, например, в преддверии сложного экзамена или контрольной работы.
Может быть использован формат квиза в других дисциплинах?
Формат – да, может быть использован где угодно. Причём, чем курс больше, сложнее и непонятнее – тем проще с точки зрения автора. Чем больше формул, фамилий, методов, моделей узнают студенты, тем больше поле для поиска интересных фактов и ассоциаций, на основе которых можно сочинять задания. Также, тем интереснее турнир и студентам, поскольку формат игры будет в большей степени восприниматься как нечто необычное, отличающееся от обычных занятий. Например, один из туров моего квиза был «Анаграммы», где надо было из заданной фразы составить известный термин (пример: «ИКЕА – мэтр окон» = «Эконометрика»). Даже если представить некий скучный «сферический курс в вакууме», состоящий чисто в зубрёжке новых терминов – даже по нему можно придумать и провести занимательный турнир, играя со словами (анаграммы, ребусы, шарады, цепочки и т.п.). Разумеется, на практике учебные курсы сложнее и разнообразнее, поэтому и идей для заданий можно найти ещё больше.
Подводные камни тоже есть. Отмечу три наиболее заметных. Во-первых, после столь азартного и захватывающего мероприятия студентам может быть уже не так интересно разбирать шаблонные задачки на семинарах. Поэтому не стоит баловать ребят подобным форматом, он в некоторой степени даже демотивирует. Думаю, 1-2 раза в год в рамках курса – нормально. При этом лучше проводить игру во внеучебное время и в конце учебного модуля. Во-вторых, результаты игр могут не отражать глубокое знание предмета, скорее они оценивают различные аспекты мышления и умение работать в команде. Поэтому лучше не встраивать их напрямую в систему оценивания. Лично я использовал результаты квиза просто в качестве дополнительных бонусных баллов – но студенты вполне могли заработать 10 баллов за занятия, не ходя на квиз. Также можно предусмотреть небольшие материальные призы (например, конфеты и торты). Ну и в-третьих, составить пакет вопросов и организовать турнир – дело непростое, требующее не только временных усилий, но и некоторой креативности от автора. Здесь очень сложно рекомендовать что-то конкретное преподавателям других дисциплин. Думаю, большую роль играют наличие творческой жилки, опыт участия в различных интеллектуальных играх (включая квизы), наличие команды единомышленников... Ну и самое главное – желание.
В моих планах есть провести в следующем учебном году тематический турнир для магистров. У бакалавров в следующем году должен вести другой преподаватель, но, возможно, получится повторно организовать мероприятие и для них.