• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Утверждены правила приема в НИУ ВШЭ в 2013 году

25 января состоялось заседание Ученого совета Высшей школы экономики, на котором были утверждены правила приема в НИУ ВШЭ в 2013 году и проанализирована работа аспирантуры университета.

25 января состоялось заседание Ученого совета Высшей школы экономики, на котором были утверждены правила приема в НИУ ВШЭ в 2013 году и проанализирована работа аспирантуры университета.

В 2013 году Высшая школа экономики будет вести прием на первый курс бакалавриата более чем на сорока факультетах и отделениях в московском и других кампусах. Как рассказал на заседании Ученого совета проректор ВШЭ Григорий Канторович, по сравнению с предыдущим годом наиболее значительные изменения связаны с приемом в Московский институт электроники и математики (МИЭМ) НИУ ВШЭ. «В МИЭМ осталось семь направлений подготовки против четырнадцати в прошлом году, — пояснил Григорий Канторович. — Остальные изменения по направлениям коснулись только других кампусов Вышки». Так, в Нижнем Новгороде на факультете гуманитарных наук открывается прием на направление «Филология», в Перми прием будет вестись на новое направление «Юриспруденция», а в Санкт-Петербурге на факультете менеджмента прием будет осуществляться по направлению «Государственное и муниципальное управление». Напомним, что состав вступительных испытаний по всем направлениям подготовки бакалавриата Ученый совет ВШЭ утвердил еще в конце декабря.

В магистратуру ВШЭ в 2013 году прием будет вестись по 104 программам: 81 магистерская программа реализуется в Москве (73 очных и восемь очно-заочных), десять магистерских программ (девять из них очные) будут открыты для приема в Нижегородском кампусе ВШЭ, девять программ (включая восемь очных) — в Санкт-Петербурге, четыре магистерские программы открываются в Перми. Девять из 104 магистерских программ являются англоязычными, 14 программ — полностью платные.

Григорий Канторович обратил внимание на то, что сроки и условия подачи документов в магистратуру будут отличаться в разных кампусах Вышки. Так, в Москве можно будет претендовать на поступление только на одну магистерскую программу, в Санкт-Петербурге — не более чем на две, а вот в Нижнем Новгороде и Перми можно подавать документы сразу на несколько магистерских программ. Различаются и сроки издания приказов о зачислении в магистратуру: 25 июля в Санкт-Петербурге, 1 августа в Москве, 3 августа в Перми и Нижнем Новгороде. В качестве вступительных испытаний в магистратуру в зависимости от программы служит либо конкурс портфолио, либо профильный экзамен вместе с квалификационным экзаменом по иностранному языку. Сроки подачи документов на разные программы также могут различаться. Иностранные студенты, поступающие на платные магистерские программы, смогут подавать документы начиная уже с 1 марта.

 

Новые требования к кадровому резерву

Другим пунктом повестки дня стало обсуждение результатов работы кадрового резерва ВШЭ в 2012 году. Соответствующий доклад представила проректор Мария Юдкевич. В минувшем году состав кадрового резерва достиг своей наибольшей численности (270 человек), однако на текущий год в этой группе осталось 253 резервиста. Почти половину кадрового резерва составляют представители категории «Новые преподаватели» (132 человека), оставшиеся места распределяются между «будущими профессорами», «будущими преподавателями» и «новыми исследователями». Снижение численности резервистов в 2013 году вызвано уменьшением числа «будущих профессоров» — дело в том, что для зачисления в эту категорию резервистов были существенно усилены критерии отбора.

В 2012 году члены кадрового резерва опубликовали 622 научные работы, 72 из них — в зарубежных изданиях. Как отметила Мария Юдкевич, уровень зарубежной публикационной активности у членов кадрового резерва заметно выше, чем в среднем по университету. В то же время проректор обратила внимание на тревожное обстоятельство: хотя их доля незначительна, в 2012 году почти на всех факультетах появились резервисты, вообще не опубликовавшие ни одной научной работы. «На этом их пребывание в резерве заканчивается, — добавила Мария Юдкевич, — но сама эта ситуация означает, что мы на факультетах не очень-то следим за результативностью работы резервистов. Нам нужно подумать, как на этом уровне интенсифицировать работу с молодыми коллегами».

В 2012 году 27 процентов членов кадрового резерва получали академические надбавки, для сравнения — по университету в целом этот показатель составляет 24 процента. Чаще всего надбавки получают «будущие профессора» (43 процента). Растет доля участников разнообразных научных мероприятий — более 84 процентов членов кадрового резерва в прошлом году выступали с докладами на конференциях и семинарах. Причем чаще всего резервисты выступают на международных мероприятиях (68 процентов). Еще один критерий эффективности работы кадрового резерва — число защит кандидатских диссертаций. В 2012 году свои диссертации успешно защитили 19 резервистов (годом ранее таких было 18 человек).

В конкурсах кадрового резерва (конкурсе инициативных образовательных проектов и конкурсе междисциплинарных научных семинаров) приняли участие 112 человек. Победителями в этих номинациях стали в общей сложности десять проектов. Также были проведены пять выездных семинаров, участие в которых приняли почти 90 процентов резервистов, представляющих все кампусы Вышки. По словам Марии Юдкевич, выездные семинары можно считать одним из наиболее успешных и эффективных проектов кадрового резерва. Впервые была запущена серия методических мастерских, в ходе которых молодые сотрудники Вышки смогли пообщаться с ведущими профессионалами университета и задать им практические и методические вопросы по организации преподавательской и исследовательской деятельности. Всего с мая по декабрь было проведено девять мастерских, участие в них приняли 272 человека.

Комментируя доклад, ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов назвал программу кадрового резерва «одной из самых успешных» в Вышке в плане интеграции представителей разных факультетов и дисциплин, что особенно важно для развития общеуниверситетской культуры общения. «Мы мало общаемся между факультетами, и программа кадрового резерва — главная форма компенсации этого недостатка», — сказал ректор. Однако регламент работы кадрового резерва необходимо уточнить. Так, ректор предложил начиная со следующего учебного года сделать обязательными для членов кадрового резерва три вещи: проведение публичного занятия в том кампусе, в котором резервист работает, чтение учебного курса (хотя бы из нескольких занятий) в любом другом кампусе, а также презентация публичного научного доклада на междисциплинарном семинаре.

 

Аспирантуру ВШЭ ждет реформа

Самое горячее обсуждение на заседании Ученого совета развернулось вокруг деятельности аспирантуры. Ее результаты за 2012 год представлял проректор ВШЭ Сергей Рощин. Он отметил, что прием в аспирантуру велся по 50 научным специальностям, шесть из которых были новыми для Вышки. В аспирантуру были приняты около 300 человек, причем больше 40 процентов из них составили выпускники других вузов. Впервые в качестве вступительного экзамена по иностранному языку засчитывался ряд международных сертификатов, всего абитуриенты предоставили 63 сертификата по английскому языку и три по немецкому. Предоставление подобных сертификатов было обязательно при поступлении в академическую аспирантуру, куда были зачислены 24 из 35 претендентов.

Одним из значимых показателей эффективности аспирантуры является уровень защит кандидатских диссертаций в срок (то есть во время обучения или в течение года после его завершения). В 2009 году Вышке удалось достичь существенного прогресса в этом отношении — показатель защит в срок вырос вдвое. Но за три последующих года уровень защит практически не изменился, застыв у рубежа в 20 процентов. При этом, по словам Сергея Рощина, динамика защит позволяет выделить в университете «анклавы высокой и низкой отдачи от деятельности аспирантуры». Причем проблемы с эффективностью имеются как на целых факультетах, так и у отдельных научных руководителей, а механизмов, позволяющих «приостанавливать подготовку аспирантов на непродуктивных площадках», пока что не создано.

О существующих при подготовке аспирантов проблемах говорил на заседании целый ряд членов Ученого совета. Декан факультета философии ВШЭ Алексей Руткевич, например, считает, что нынешний уровень защит может быть предельным в сложившихся на сегодняшний день условиях. Он обратил внимание и на то обстоятельство, что в качестве «заградительного барьера», «отсекающего» от аспирантуры Вышки откровенно слабых абитуриентов, выступает экзамен по философии, а не экзамены по специальности.

Ординарный профессор ВШЭ Александр Филиппов, в свою очередь, упомянул о «внутренних перегородках» между разными учебными и научными подразделениями университета, которые не позволяют им взаимодействовать при подготовке аспирантов, утверждении тем диссертаций и их последующей защиты. Ординарный профессор ВШЭ Николай Берзон одну из проблем видит в том, что аспирантура в российских вузах де-факто является заочной — почти все аспиранты вынуждены совмещать обучение с работой в бизнесе. Да и само наличие кандидатской степени во многих профессиональных сферах перестало (в прямом и переносном смысле слова) быть в цене. Декан факультета социологии ВШЭ Александр Чепуренко видит причину падения спроса на аспирантуру в отсутствии развитого академического рынка. И.о. декана факультета бизнес-информатики ВШЭ Светлана Мальцева также отметила потерю интереса и культуры исследований у студентов. Выходом могло бы стать создание исследовательской магистратуры, которая «приучала» бы студентов к научной работе и становилась «трамплином» в аспирантуру, куда абитуриенты приходили бы уже со своими проектами. О необходимости ухода от «старой парадигмы» в отношении аспирантуры говорил и научный руководитель ВШЭ Евгений Ясин.

Неудовлетворительной ситуацию с аспирантурой в Вышке назвал Ярослав Кузьминов. Он не склонен проблемы аспирантуры объяснять лишь негативной внешней средой. «Отсутствие положительной динамики здесь — очень неприятный для нас факт, — отметил ректор. — У нас в стране есть два подхода к аспирантуре — учебный и научный. При научном подходе аспирантура создается при исследовательских подразделениях, аспиранты выполняют задачи в рамках того научного коллектива, куда они были приняты, и это дает достаточно высокое качество и исследовательской работы, и защит. А в Высшей школе экономики, поскольку часть факультетов не имеет научных аналогов, реализуется в основном учебный подход, и я должен сказать, что этот подход в Вышке провалился. Нужно отдавать себе в этом отчет. В то же время попытки вовлечь наши крупные институты, занимающиеся экспертно-аналитической работой, в подготовку аспирантов больших результатов не дали. А позволить аспирантам переписывать под видом диссертаций аналитические отчеты мы не можем — для Вышки это недопустимо. По всей видимости, нам нужно искать подходы, связанные с работой аспирантуры в рамках фундаментальных исследований. Мы должны уже в этом году пересмотреть формат своей аспирантуры».

Работа по «переформатированию» аспирантуры начнется уже сейчас. Свои предложения по конкретным мерам, способным изменить ситуацию, ректорат и специально созданная рабочая комиссия, включающая представителей факультетов и научных подразделений, в течение месяца должны будут свести в доклад, который будет представлен на рассмотрение Ученого совета ВШЭ.